Глава 1.
Федеральное устройство государства как основа бюджетного федерализма
1.1 Становление
бюджетного федерализма в РФ
Бюджет (англ. budget – «денежная сумка») – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок. Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет – это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами. Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально- экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями. В особенности это касается государственного бюджета. В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход на государственном уровне следует из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной – финансовым. В период господства в России социалистической системы хозяйствования истинное состояние государственного бюджета было известно только аппарату центральных финансовых органов. Народ не имел о нем представления. Партийно-государственная власть выносила на рассмотрение и утверждение законодательных органов во многом фиктивные, неполные, нераскрытые плановые и отчетные бюджеты, которые автоматически одобрялись и утверждались законодательными органами. При этом система не только не вырабатывала, но последовательно отбивала у людей интерес к тому, чтобы узнать, куда же идут народные деньги, средства налогоплательщиков, попавшие в государственную денежную сумку. Да и бюджет предприятий оставался для его работников за семью печатями. Отсутствие глубокого интереса со стороны граждан к анализу государственных, республиканских, местных бюджетов и бюджетов предприятий можно объяснить нежеланием «считать деньги в чужом кармане». Ведь подавляющее число граждан полагает «чужими» любые деньги, не попавшие в собственный или семейный карман или изъятые из этих карманов посредством налогов и платежей. В действительности это тоже кровные, «свои» деньги граждан, но направляемые по государственным, территориальным, коллективным, производственным, социальным каналам использования. В странах с рыночной экономикой ситуация несколько иная. Составлению,
утверждению, анализу исполнения государственных годовых бюджетов уделяется
огромное внимание. Сами бюджеты на государственном уровне и уровне
территориальных единиц служат ведущей, определяющей формой финансового планирования.
Кстати, этот факт опровергает представление о том, что в условиях рыночной
экономики нет места централизованному государственному планированию. Реальная
ситуация говорит об обратном. Бюджетно-финансовое планирование в странах с
рыночной экономикой поставлено лучше, чем в государствах с традиционно плановой
социалистической системой ведения хозяйства. Принципиально важен и тот
несомненный факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается
демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и
муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым
детальным образом, по всем расходным статьям. И даже по отдельным объектам. Тем
самым
|