1.
ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА
Одним из
направлений в тенденции развития машин для строительства и эксплуатации дорог и
аэродромов является решение проблем дальнейшего повышения эффективности рабочих
органов дорожных машин для существенного повышения
производственно-технологических качеств машины на базе использования достижений
науки, техники и передового опыта. А также проблем совершенствования систем
привода и энергетических установок дорожных машин для дальнейшего сокращения
энергетических затрат.
В
зависимости от конструкции рабочего органа снегоочистители бывают плужные,
роторные и газоструйные. Плужные снегоочистители разделяют на одноотвальные и
двухотвальные; роторные — на плужно-роторные, шнекороторные, фрезерные и
фрезерно-роторные; газоструйные — на вентиляторные, компрессорные и
газотурбинные.
Роторные снегоочистители предназначены для очистки дорог и
аэродромов от снега путем роторного разгона и перемещения по баллистической траектории
за пределы очищаемой поверхности или через направляющий аппарат в кузов
транспортного средства. Однако эти снегоочистители не находят большого
применения главным образом из-за малой производительности, высокой
энергоемкости, сложной конструкции рабочего органа.
Газоструйные снегоочистители в основном предназначены для
удаления с взлётно-посадочных полос аэродромов свежевыпавшего снега, снежно-ледяных
образований с помощью напора струи воздуха.
Плужная снегоуборочная техника предназначена для очистки
дорог, городских территорий и аэродромов от свежевыпавшего снега путем перемещения
его отвалом, установленным перпендикулярно или под углом к направлению
движения машины, или баллистического отбрасывания отвалом за счет действия
инерционных и аэродинамических сил, а также профилирования и сдвига валов
снега с дорог. Плужный снегоуборочный механизм используют для уборки и
прокладки дорог, тротуаров, аэродромов, патрульной очистке автомагистралей.
Плужные одноотвальные снегоочистители для патрульной очистки
дорог от свежевыпавшего снега толщиной 20—30 см, весьма эффективны на больших
скоростях (30—40 км/ч) при значительной дальности отброса снега (на 6—10 м).
Двухотвальные снегоочистители монтируют на тяжелых колесных и гусеничных
тракторах. Они предназначены для расчистки снежных отложений толщиной 1-1,2м
при обильных снегопадах и метелях.
К достоинствам плужных снегоочистителей относятся:
1.Сравнительно большая рабочая скорость
(в колёсном варианте), благодаря чему снег отлетает на значительное (до 7—10 м) расстояние и образуемые после прохода
снегоочистителя снежные валы имеют пологую форму;
2. Большая мобильность, позволяющая
быстро перебазировать снегоочиститель с одного участка работ на другой;
3. Возможность использования автомобиля
или трактора по прямому назначению после демонтажа снегоочистителя;
4. Достоинствами тракторных
снегоочистителей является возможность работы в тяжелых снеговых условиях;
5. Простота и дешевизна (по сравнению с
роторными и газоструйными) конструкции, надёжность и долговечность.
При установке снегоуборочного отвала перпендикулярно к оси
движения машины осуществляется сгребание снега в кучи, продольное перемещение
снега в виде призмы волочения, обеспечиваются разрывы снежного вала на
перекрестках, у остановок городского транспорта, переходов, боковых проездов.
Установленный под углом снегоуборочный отвал обеспечивает перемещение призмы
волочения вдоль отвальной поверхности с образованием бокового вала.
Плужное снегоуборочное оборудование состоит из отвала,
сцепной рамы, толкающих штанг и механизма подъема. Система крепления снегоуборочного
отвала на раме допускает поворот в горизонтальной плоскости вправо-влево
относительно продольной оси автомобиля или трактора с помощью жестких
фиксаторов или бесступенчато с помощью гидроцилиндров управления. Система
крепления с помощью фиксаторов дает
экономический эффект при
изготовлении и обслуживании,
за счет использования одного
гидроцилиндра вместо двух,
но отрицательно сказывается
на условиях труда
водителя – оператора , что
приводит к снижению
производительности. Снижение
будет происходить из-за увеличения дополнительного времени на
изменение угла захвата. При
использовании жестких фиксаторов
ограничивается количество возможных
углов установки (обычно тремя
положениями), что не позволяет
увеличивать угол захвата
в зависимости от высоты снежного покрова.
В зависимости от модели снегоуборочной техники на отвале
устанавливают ножи из листовой износоустойчивой резины, сменных металлических
пластин или комбинированного оборудования (стальной нож на износоустойчивой
резине). В случае металлических пластин, ножи делают сегментированными, т. е.
каждый нож крепится шарнирно и имеет предохранительный демпфер (что важно для
скоростной уборки снега). Использование резины для ножа снижает динамические
нагрузки, но вследствие быстрого износа требует более частой замены, по сравнению с
металлическим ножом, а так же исключается возможность уборки ледяных накатов.
Использование стальных ножей отрицательно
сказывается на дорожном покрытие, но повышается качество уборки снега.
Отрицательное воздействие будет минимальным и незначительным, если покрытие
будет ровным, без бугров, ям и трещин. Высота отвала для тракторных снегоочистителей
принимается в зависимости от максимальной толщины убираемого снежного
покрова, длина отвала выбирается такой, чтобы ширина захвата при наименьшем
угле в плане была на 0,3 - 0,4м больше
ширины хода трактора, на котором монтируется снегоочиститель, [2.с.451].
|