Заключение
Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в гл. 2 «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ. Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией — настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (это вытекает из ч. 1 ст. 135 Конституции РФ).
Положение Федерального Собрания определяется принципом разделения властей, который в равной мере противостоит непомерному возвышению любой из трех властей и возможности контроля одной власти другой.
Независимость — важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы без чьей-либо указки. Федеральное Собрание не подчиняется какому бы то ни было контролю со стороны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость. Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиями Конституции РФ. И самое главное: никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается подлинное всесилие парламента и его назависимость в отправлении своей главной функции.
Вместе с тем законотворческая независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как президентское вето, референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его «сдержками и противовесами». Они, однако, не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993года // Российская газета 25 декабря 1993г. - №237.
2. Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998г. №145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. - №31. - Ст. 3823.
3. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 8 мая 1994 №3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 28. - Ст. 3466.
4. Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. №93-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 26. - Ст.2401
5. Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 N 61-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. - 1996. – № 23. - Ст. 2750
6. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» от 5 августа 2000г. №113-ФЗ // СЗ РФ. – 2005. - №21. - Ст. 1919
7. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. – 2005. - №21. - Ст. 1919
8. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 // Российская газета". - № 103. - 1992
9. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. – 4-е изд., изд. И доп. – М., Норма, 2004.
10. Вихарев А.А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: вопросы конституционной теории и практики. М. 2003.
11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003.
12. Медушевский А.Н. Совет Федерации в российской системе разделения властей // Совет Федерации: Эволюция статуса и функций / Отв. ред. Смирнягин Л.В. М. 2003.
13. Полуян Л.Я. Верхняя палата парламента в системе органов государственной власти // Аналитический вестник. - N 34 (190). - С. 5.
14. Хабриева Т.Я. Концепция развития законодательного процесса // Концепция развития российского законодательства / Под ред. Хабриевой Т.Я., Тихомирова Ю.А., Орловского Ю.П. М. 2004.
15. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации. М. 2003.
|