Исторический опыт местного самоуправления в России богат,
самобытен и неоднозначен.
Российское местное самоуправление развивалось из ранних
форм общинного самоуправления и вечевой демократии в Древней Руси. Русская община, как отмечают
исследователи, довольно рано перерастает из родственного объединения в добровольную
общность самостоятельных хозяев. Уже Русская Правда признает общину, автономной
организацией, обладающей самостоятельностью в области внутреннего управления.
Хотя классическими примерами самоуправляющихся городских общин являются Новгород
и Псков, вечевая демократия была распространена почти повсеместно в русских
городах, что делало вече неотъемлемым элементом самоуправления раннерусского
периода. Вот как оценивает роль этого института Н. М. Карамзин: "Скоро по
кончине великого князя съехались ростовцы, суздальцы, переяславцы и все люди
воинские в город Владимир на вече, следуя примеру новгородцев, киевлян и других
российских граждан, которые, по словам летописцев, издревле обвыкли решать дела
государственные в собраниях народных и давали законы жителям городов
уездных".
Период монгольского владычества привнес существенные
изменения в структуру власти на Руси. В это время был нанесен серьезный удар
по общинному устройству и вечевому правлению. Как отмечает Н. В. Постовой,
завоеватели разрушили основу, объединяющую славянские общины, — представительную
власть, которая концентрировалась вокруг вече в старших городах, политически и
экономически подорвали общину.
Несмотря на это община продолжает выполнять функцию
социальной основы как местного самоуправления, так и российского государства в
целом. В. С. Соловьев, подчеркивая главные черты исторически сложившегося
строя русской жизни, так характеризовал значение общины: "...монастырь,
дворец и село — вот наши общественные устои, которые не поколеблются, пока
существует Россия".
Любопытно, что роль городской общины оценивается совсем иначе. Так, А.
Быстрицкий, анализируя точку зрения дореволюционных авторов по этому вопросу,
указывает, что городские сословия не составляли социокультурной основы
тогдашнего Российского государства.
Община, получившая обобщенное наименование
"земля", характеризуется различными видами промыслов и производства.
Если следовать мысли А. Е. Преснякова о том, что русская история есть история
колонизуемой страны, становится очевидной тенденция формирования новых общин в
результате переселенческого движения населения. Интересы, связывающие группы
вновь образованных поселений в крупные волостные соседские общины, были
отчасти хозяйственного, отчасти административно-бытового характера. А. Е.
Пресняков так и называет волость — замкнутым в себе самоуправляющимся мирком,
в котором староста с крестьянами был органом власти этого мира над волостной
территорией. На волости лежали забота об охране внутреннего порядка, борьба с
преступностью, разрешение соседских споров и столкновений.
Вместе с тем связь между волостями была непрочной. Воздействие факторов самого
разного происхождения обусловливает отчужденность самоуправленческих общностей.
В числе этих факторов называются особые природные условия, громадные
расстояния, слабая система коммуникаций, которые привели к тому, что в России
территориально складывалась система местностей, хозяйственно более или менее
самодостаточных, практически не отличающихся друг от друга по структуре и, по
большому счету, не нуждающихся друг в друге.
На разных этапах российской истории наблюдается попеременное
усиление полномочий то общественного (земского), то государственного
управления. Растущее влияние "земщины" в начале XVI в. отмечает А.
Е. Пресняков. Земские соборы, по его мнению, имели в то время значение
морального общественного авторитета, поддерживающего власть еще неокрепшего
правительства царя Михаила Федоровича.
Во времена царствования Ивана IV (Грозного) появляется
центральный орган, ведающий вопросами защиты: Земской приказ. Прочными
остаются позиции Земской думы, которая в 1566 г. была расширена царем за счет
привлечения помещиков и купцов. Подчеркивая разнородный состав думы, Н. М.
Карамзин называет это обстоятельство необыкновенным зрелищем,
неизвестным ранее России. Прежде дума была представлена знатными сословиями,
духовенством и дворянами.
Периоды дружественного сотрудничества земских и государственных
институтов сменяются их резким противостоянием. Укрепление государственных
начал в деле управления страной имеет место в эпоху восстановления порядка и
законности, преодоления последствий войн, внутренних трудностей. Этим
стремлением диктуется введение должности воевод и ее широкое
См.: Карамзин И. М. История
государства российского. Ростов-на-Дону, 1995. Кн. 1.С. 371.
См.: Пресняков А. Ё. Российские
самодержцы. М., 1990. С. 334.
Борисов А. Самоуправление:
европейская традиция и Россия // Государственное управление. 1996. № 1. С. 25.
|