1.1 Теоретико-правовые основы взаимодействия представительных
органов местного самоуправления с населением
Являясь
одной из основ конституционного строя Российской Федерации, местное
самоуправление, согласно Европейской хартии о местном самоуправлении, наиболее
полно реализует идею приближения власти к ее источнику – народу.
Местное
самоуправление признается, гарантируется и осуществляется на всей территории
Российской Федерации. Местное самоуправление – форма осуществления народом
своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными
законами, – законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою
ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы
местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов
населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Теории
о местном самоуправлении появляются в первой половине XIX века на основе сравнительного
анализа взаимоотношений личности и государства, местных и центральных органов
власти в условиях демократического государства и самодержавия. Местное
самоуправление стало предметом внимания различных политических сил и движений.
Большой
вклад в развитие теорий местного самоуправления внесли зарубежные ученые Р.
Гнейст, А. Токвиль, А. Штейн. Среди российских ученых исследованием теорий
местного самоуправления занимались В.П. Безобразов, А.И. Васильчиков, Н.И.
Лазаревский, К.М. Коркунов и др.
Существуют
различные подходы к определению теорий местного самоуправления. Заслуживает
внимания классификация Л. Велихова, который выделяет следующие теории местного
самоуправления: свободной общины, общественную (хозяйственную) и
государственную.
Н.И.
Лазаревский выделил четыре доктрины местного самоуправления: теория свободной
общины, хозяйственная и общественная теории самоуправления, самоуправляющаяся
единица как юридическое лицо, политические партии.
А.Н.
Кокотов, А.С. Саломаткин среди основных теорий местного самоуправления выделяют
теорию свободной общины, общественную и государственную теории.
В.И.
Фадеев выделяет пять теорий самоуправления: теория свободной общины,
общественная теория самоуправления, государственная теория самоуправления,
теория дуализма национального управления, теория социального обслуживания.
В
основу классификации данных теорий положен способ формирования местных
учреждений и характер их взаимоотношений с центральной властью. В сводном виде
характеристика этих теорий представлена в табл. 1.
Таблица 1
Основные теории местного
самоуправления
См.: Конституция Российской
Федерации. Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом дополнений от 30 декабря 2008 г.) //
Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января; Европейская хартия
местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15 октября 1985 г.) // Собрание
законодательства РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.
См.: Об общих принципах местного
самоуправления в РФ: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 (в ред. от 25
декабря 2008 г.; с именениями от 10 января 2009 г.) // Российская газета. 2003.
8 октября; Собрание законадательства РФ. 2008. № 52. Ст. 6236.
|