ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность и содержание банковского надзора в
Российской Федерации
Банковский надзор – это
наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и
соблюдением конкретными кредитными организациями законодательства,
регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, том числе финансовых нормативов и правил
бухгалтерского учета и отчетности.
Банковский
надзор - это постоянно осуществляемая деятельность Банка России по проверке
исполнения кредитными организациями и банковскими группами требований
федеральных актов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов
Банка России, выполнения ими обязательных экономических нормативов и резервных
требований, а также требований по ведению бухгалтерского учета и предоставлению
отчетности .
Банковский надзор - это осуществляемое специальными
государственными органами постоянное наблюдение за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью
выявления нарушения законности.
Банковский надзор - совокупность действий, осуществляемых органом
банковского надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в
соответствии с открытыми (официально опубликованными) процедурными нормами в
целях обеспечения стабильности
функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов, а также
клиентов.
Банковский надзор можно определить
как комплекс мер, проводимых уполномоченными банками в целях 1) получения
необходимой информации о состоянии, как конкретного банка, так и всей
банковской системы, а также с целью проверки соблюдения коммерческими банками
законодательных и нормативных актов; 2) принятия адекватных мер реагирования.
Деятельность ЦБ РФ при
осуществлении регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций
регламентируется федеральными законами «О центральном банке Российской
Федерации», «О банках и банковской деятельности» и другими, а также различными
нормативными актами.
Сущность банковского
надзора состоит в проверке соответствия решений и действии кредитной организации законам, регулирующим
банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России. Он используется
Банком России для управления рисками в банковской системе. Банковский
надзор характеризуется следующими отличительными чертами:
1) поскольку Банк России прямо не отнесен к органам государственной власти,
осуществляемый им надзор не является государственным надзором;
2) ЦБ РФ при проведении надзорных проверок не подменяет правоохранительные
органы и органы государственного контроля, например, Счетную палату;
3) меры воздействия, применяемые Банком России по
итогам выявленных нарушений, являются специфическими банковскими санкциями.
Банк России не
управляет кредитными организациями, а только наблюдает за соответствием их деятельности
установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по
управлению коммерческими банками и другими крупными организациями. По закону
Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных
организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений.
Федеральный закон предоставил Банку России правомочия осуществлять банковский
надзор: наблюдать за кредитный организацией с точки зрения нормативности
принимаемых ею решений.
Банковский надзор имеет
две формы: дистанционный (надзор по документам, представленным в центральный
банк) и контактный (инспектирование кредитных организаций группами проверяющих
центрального банка) (рис.1).
Рис.1 Формы
банковского надзора
В российском
законодательстве эти формы банковского надзора не выделены. Инспектирование
кредитных организаций, начиная с 1996 года, регулируется нормативными актами
Банка России.
Дистанционной надзор
- наблюдение за деятельностью кредитных
организаций на основе представленных банковских и, в частности, бухгалтерских
документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т.п.).
Для этого в системе Банка России созданы подразделения банковского надзора –
Департамент пруденциального надзора, Департамент лицензирования кредитных
организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях
- управлениях – управления (отделы)
регулирования банковской деятельности.
В основе дистанционного
надзора лежит анализ финансовой отчетности банка (месячной, квартальной,
полугодовой и годовой). Дистанционный надзор осуществляет центральный банк, с
одной стороны, а также коммерческие банки осуществляют межбанковский надзор.
Причем для выявления проблем в деятельности банков, как подчеркивают западные
эксперты, необходимо использовать разумный банковский надзор. Мировая практика
последних 15-20 лет свидетельствует о росте популярности дистанционного
надзора.
Основные объекты дистанционного надзора за
деятельностью банка: порядок или мероприятия по формированию капитала банка,
качество активов;
|