Глава 1. Теоретические основы организации учета и контроля товарных запасов
в розничной торговле
1.1. Понятие, классификация и оценка товаров
Для правильного руководства деятельностью торгового
предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и
достаточно детальной экономической информацией. Это достигается путем ведением
хозяйственного учета.
В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия
лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров.
Товарами – называются часть материально – производственных
запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических
лиц и предназначенных для продажи.
Основными целями бухгалтерского учета в торговле являются:
-
контроль
за правильным и своевременным поступлением и оприходованием товаров материально-ответственными
лицами;
-
контроль
за сохранностью товаров;
-
своевременное
представление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом
доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.
Для достижения данных целей решается целый комплекс
бухгалтерских задач:
-
проверка
правильности документального оформления товарных операций, своевременное и
правильное отражение их в учете;
-
контроль
за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных
товаров;
-
контроль
за финансовыми показателями (размер прибыли, источники поступления средств и
порядок их расходования, оборотные средства, отчисления от прибыли), за
правильностью расчетов с поставщиками и покупателями, за своевременным
поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских
кредитов;
-
учет
расходования фонда заработной платы, выявление соотношения между ростом
эффективности труда и средней заработной платой;
-
выявление
возможности для снижения издержек обращения и повышение рентабельности продаж
(издержки обращения покрываются за счет торговых наценок, включаемых в цену
товара, но за счет наценки образуется прибыль; поэтому, чем ниже уровень
издержек обращения, тем большая часть торговой наценки идет на образование
прибыли);
-
контроль
за наличием и движением товарных запасов и денежных средств.
Для правильной организации учета товаров важное значение имеют классификация,
оценка и выбор единицы учета.
Товарные запасы торговых предприятий классифицируются по:
–
местонахождению
(в предприятиях торговли, в пути);
–
срокам
(запасы на начало и конец периода);
–
единицам
измерения (абсолютные – в стоимостном и натуральном выражении и относительные –
в днях товарооборота);
–
назначению;
–
текущего
хранения (для обеспечения повседневных нужд торговых предприятий);
–
сезонного
назначения (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений
спроса и предложения);
–
досрочного
завоза (для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях в период
между сроками завоза товаров);
–
целевые
товарные запасы (для осуществления
определенных целевых
мероприятий).
Все товары, в соответствии с
предпочтениями потенциальных покупателей условно делят на:
-
товары
повседневного спроса;
-
товары периодического спроса;
-
товары импульсного спроса.
Товары повседневного спроса – это
товары, покупка которых планируется при каждом визите в магазин. К ним можно
отнести: молочные и мясные продукты, хлеб, овощи.
Товары периодического спроса – это
товары, покупка которых планируется один раз в несколько визитов. К ним
относятся: товары бакалейной группы, деликатесы, кондитерские изделия, бытовая
химия.
Товары импульсного спроса – это
товары, покупка которых в данный визит не планировалась покупателем. Например,
хозяйственные товары, печатная продукция, батарейки, игрушки, косметика,
компакт диски и т.п.
Указанные классификации товарных запасов используют для
построения синтетического и аналитического учета.
Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ
предусмотрено, что в торговых
предприятиях товары учитываются по
покупным или продажным ценам.
Цена – это денежное выражение стоимости товара, услуги.
Покупная цена – цена, по которой приобретается товар.
Продажная цена – цена, по которой реализуется товар оптом, в
розницу.
|