Глава 1. Теоретические и организационно-правовые аспкекты отношений собственности в
сфере культуры
Отношения собственности формируются под влиянием
господствующих экономических отношений и социально-экономических условий жизни.
Это общая теоретическая предпосылка определенным образом модифицируется в сфере
культуры, которая является, во-первых, сферой общественного сознания и,
во-вторых, совокупностью отраслей, учреждений, организаций, видов деятельности,
хозяйствующих субъектов и т.д. Кроме того, в сфере культуры имеется большой
объем невещественных факторов и результатов производства, что определяет
существования особого рода неимущественных отношений собственности,
нехарактерных для большинства отраслей хозяйства.
Собственность на результаты культурной деятельности
принадлежит создателю, по крайней мере, там, где действует авторское право,
режим ее реализации может быть отличным от господствующего права собственности,
сложившегося в обществе.
Рыночные отношения в России обусловили появления
разнообразных форм собственности в сфере культуры, формирование которых
происходит под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов.
Среди них наиболее важными представляются следующие:
а) отношение общества к сфере культуры, которое
может выступать в форме государственной культурной политики;
б) необходимость развития культуры отдельных
народностей, наций, определяющей их самобытность и самостоятельность в
многонациональной стране;
в) претензии различных классов, групп населения,
религиозных, общественных организаций и движений, политических партий
(филателия, нумизматика, хоровое пение и т.д.), а также отдельных граждан (по
отношению к объектам культуры и их результатам);
г) проявление права собственности на объекты
культуры со стороны федеральных, региональных (субъектов Федерации) и местных
(муниципальных) органов власти;
д) интерес со стороны коммерческих структур и
капитала вообще к культуре как к сфере бизнеса.
Выделенные пласты интересов, выступающих
персонифицировано или анонимно, являются абстрактными, которые в реальной
действительности переплетены, дополняют друг друга, вступают во взаимные
противоречия.
Такая классификация позволяет также судить об
определенном сочетании как экономических интересов, связанных с определенной
выгодой, так и неэкономических.
Особенностью сферы культуры является расхождение
(несовпадение) формальных и реальных отношений собственности. Последние могут
быть скрыты под личиной различного рода пожертвований, общественных акций и
выступать в виде одной, обозначенной в уставе форме собственности. Хотя
реальная собственность временно или постоянно переходит к указанным участникам
культурных процессов. Реальное отношение собственности на культурные ценности
могут маскироваться под другие организационно-правовые формы, которые трудно
опознать и выявить, либо вообще находиться вне сферы легальных экономических
отношений (теневая экономика).
Изменения реальных отношений собственности в сфере
культуры в России происходили в дореформенный период под флагом поиска наиболее
эффективных форм хозяйствования, расширяющих границы самостоятельности
предприятий, усиливающих их хозрасчетную самостоятельность, поощряющих
появление новых организационно-экономических форм культурного обслуживания
населения.
Если проанализировать результаты культурной
деятельности организаций только с двух позиций: их социальной значимости и
коммерческой привлекательности, то современная структура собственности в сфере
культуры будет следующей.
Первую группу составят организации государственной
(федеральной, субъектов Федерации, муниципальной) и ведомственной
собственности, к которым относятся библиотеки, клубные учреждения, музеи,
театрально-зрелищные предприятия, цирки, объекты культурно наследия (памятники архитектуры,
архивы и т.д.), также средства массовой информации, проводящие политику
государства.
Вторую группу образуют организации и виды
культурной деятельности, которые отражают идеологию определенных групп, партий,
религиозных и иных объединений граждан, ассоциаций и т.п., а также являются их
собственностью.
В третью группу войдут организации культуры и виды
культурной деятельности – коммерчески привлекательные. Они составят частную, а
иногда и смешанную формы собственности. В зависимости от конкретной ситуации к
ним будут относиться центры досуга, галереи, издательская деятельность,
книгопечатание, средства массовой информации, аудиовизуальная сфера и некоторые
другие.
Впрочем, такая классификация не является универсальной. Соотношение форм
собственности в сфере культуры разных стран характеризуется
|