Глава 1
Теоретико-правовые основы муниципального управления общественной безопасностью
Базовое определение понятия
«безопасность» находится дается в Законе РФ № 2646-1 от 05.03.92 «О
безопасности» [4]. В ст. 1 указанного закона безопасность понимается как
«состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внутренних и внешних угроз». При этом жизненно важными
интересами является совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно
обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности,
общества и государства.
Определение безопасности как
состояния защищенности было воспринято и в последующих законодательных актах, –
например, законах о пожарной безопасности, о радиационной безопасности
населения, о безопасности дорожного движения, в доктрине информационной
безопасности и ряде других актов. Тем самым все российское законодательство
пронизывает единая и устойчивая в понимании категория безопасности, которая
применима и по отношению к уголовному праву. Вместе с тем общественная
безопасность как объект уголовно-правовой охраны имеет целый комплекс
специфических моментов.
Общественная безопасность –
неотъемлемая часть национальной безопасности, охватывающая те общественные
отношения, которые связаны с предотвращением или устранением угрозы для жизни и
здоровья людей и их имущества. Она органически связана с личной безопасностью
граждан и общественным порядком.
В уголовно-правовом смысле
принято определять общественную безопасность как комплекс общественных
отношений, охраняющих некое множество объектов, как правило, указанных в
названиях соответствующих глав УК. Такая характеристика довольно
бессодержательна и расходится с общеправовым определением понятия безопасности
(т.е. состояния защищенности).
Уголовно-правовое понятие
общественной безопасности можно определить как социально необходимый или
желательный уровень защищенности объектов, обеспечивающих функционирование
общественных институтов и являющихся необходимыми предпосылками нормального
общественного развития. Общество объективно заинтересовано в поддержании
максимально высокого уровня безопасности, поэтому те или иные деяния, прямо
направленные или способствующие ослаблению социальной защищенности от
разнообразных угроз, признаются в установленном порядке преступлениями. Такие
преступления объединяются на основании одного классификационного критерия и
становятся преступлениями против общественной безопасности.
Обеспечение безопасности –
одна из глобальных проблем существования человеческого общества. Безопасность
означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внутренних и внешних угроз.
Охарактеризуем основные
законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и
общественного порядка.
1. Закон РФ «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера» 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г.
Настоящий закон определяет
общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ,
иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего
земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части,
объектов производственного и социального назначения, а также окружающей
природной среды от ЧС природного и техногенного характера.
2. Закон РФ «О гражданской
обороне» 28 – ФЗ от 12.02.1998 г.
Данный Федеральный закон
определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их
осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов
исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления,
организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности,
а также силы и средства гражданской обороны.
3. Постановление
Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций» №1113 от 5.11.1995 г.
Органами законодательной и
исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области
обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты
правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного
региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным
законодательством.
Основной проблемой в
обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является
унификация первых вышеуказанных законов.
Нормативно-правовая база
обеспечения безопасности жизнедеятельности регламентирует обязанности и права
государственных институтов власти и граждан, закрепляет и регулирует
функциональное предназначение всех органов власти в области защиты от
чрезвычайных ситуаций (ЧС), определяет степень и меру ответственности.
Правовые нормы, действующие в сфере охраны общественного порядка, в зависимости от круга регулируемых ими отношений подразделяются на две основные группы: 1. Регулирующие поведение граждан в сфере охраны общественного порядка, устанавливающие ответственность за их нарушение; 2. Определяющие задачи, функции, компетенцию, формы и методы деятельности органов государства, местного самоуправления и их должностных лиц по охране общественного порядка. В соответствии с данной классификацией основные нормативные акты, посредством которых осуществляется правовое регулирование охраны общественного порядка, можно также разделить на две группы: 1) нормативные акты, определяющие правила общественного порядка, общественной безопасности и предусматривающие ответственность за их нарушение; 2) нормативные акты, устанавливающие задачи, функции, компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц по охране общественного порядка и безопасности. Социальное назначение и содержание нормативных актов первой группы характеризуется тем, что правовое воздействие на общественный порядок проявляется, прежде всего, в определении нормативной модели поведения, которая в наибольшей степени соответствует потребностям общества. Закрепляя правила поведения, нормы права придают им всеобщий обязательный характер, определяют права и обязанности граждан при нахождении их в общественных местах. Законодательные акты этой группы устанавливают также запреты на совершение определенных действий и ответственность за их нарушение. В частности, гл. 20 Кодекса РФ об административных правонарушениях определяет виды административных правонарушений, меры ответственности за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Вторая группа нормативных актов включает нормы права,
регламентирующие организацию охраны общественного порядка, условия разрешения
возникающих в этой сфере противоречий и
|