1.1. Понятие муниципальной
собственности
Европейская хартия
местного самоуправления, принятая 15 октября 1985 года в Страсбурге и
ратифицированная Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, указывает на
"право и реальную способность органов местного самоуправления
регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею,
действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного
населения".
Часть 2 ст. 1
Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ" определяет местное
самоуправление как "форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую
в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами
субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность
решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления
вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических
и иных местных традиций".
Основными отличительными
признаками местного самоуправления являются масштабы территориальных
образований, на которых оно осуществляется, и вопросы, которые призвано решать.
С точки зрения масштабов
местное самоуправление всегда осуществляется на небольших ограниченных
территориях. В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003
года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ" оно осуществляется в городских, сельских поселениях, муниципальных
районах, городских округах и на внутригородских территориях городов
федерального значения (ч. 1 ст. 10 Федерального закона). Очевидно, что
муниципальные образования представляют собой локальные образования с
относительно небольшим числом жителей.
С позиции решаемых
вопросов местное самоуправление создается для решения вопросов местного
значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности
населения муниципального образования, решение которых в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом
осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления
самостоятельно (абз. 10 ст. 2 указанного Федерального закона).
Становление местного
самоуправления является одним из главных направлений современных реформ. В
федеральном законодательстве понятие муниципальной собственности впервые
упоминается в 1991 году (Закон «О местном самоуправлении», Закон «О
собственности в СССР», Закон «О предприятиях и предпринимательской
деятельности» и другие, ныне уже не действующие законодательные акты).
В соответствии с
действующей Конституцией РФ «в Российской Федерации признаются и защищаются
равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы
собственности». Таким образом, Конституция РФ, принятая в 1993 году, закрепила
наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами
собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на
самостоятельное управление этой собственностью. Именно развитая система
местного самоуправления, способная самостоятельно решать экономические,
финансовые, социальные и другие вопросы на уровне своей территории, составляет
основу преобразований хозяйственной жизни местного сообщества, формирования
рыночной экономики, а также развития демократического общества в целом.
Однако законодательное
закрепление особого уровня отношений - местного самоуправления, а также
муниципальной собственности как самостоятельной, равной другим формам
собственности автоматически не приводит к новому режиму функционирования этой
собственности в системе местного хозяйства в качестве его экономической основы
и условия развития всей совокупности муниципальных отношений.
Местное самоуправление
осуществляется в определенных территориальных границах, где население образует
местное сообщество (объединение в пределах одной территории). Это сообщество
для удовлетворения совместных потребностей располагает землей, имуществом и
другими объектами муниципальной собственности как экономической основы местного
самоуправления. При этом население может выражать отношение по поводу владения,
пользования и распоряжения собственностью как непосредственно, так и
опосредованно.
Данная схема не
раскрывает сущности муниципальной собственности, и, следовательно, не позволяет
выявить ее природу и определить оптимальную организационно-правовую форму
механизма реализации правомочий собственника муниципальной собственности,
обеспечивающую осуществление задач, стоящих перед местным самоуправлением. Для
выяснения этих моментов, а также для установления основных признаков муниципальной
собственности необходимо найти подходы к определению понятия «муниципальная
собственность».
|