Аутентичное толкование
законодателем оценочного понятия "служебный контракт" дается в ч. 1
ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной
гражданской службе Российской Федерации" как "соглашение между
представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или
гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности
гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности
сторон". Данное понятие вызывает
целый ряд теоретических и практических вопросов.
В соответствии с п. 6 ст.
16 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе
в Российской Федерации" "поступление гражданина на муниципальную
службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы
на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с
учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом".
Данный Федеральный закон не дает аутентичного толкования оценочного понятия
"трудовой договор". В этой связи согласно ст. 2 и 5 анализируемого
Федерального закона необходимо по аналогии обращаться к аутентичному толкованию
законодателем оценочных понятий "служебный контракт" и "трудовой
договор", содержащихся в ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2004
г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
и в ст. 56 ТК РФ.
Действующее до вступления
в силу Федерального закона "О государственной гражданской службе
Российской Федерации" законодательство о государственной службе (в
частности, Федеральный закон от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах
государственной службы Российской Федерации") предусматривало, что
граждане при поступлении на государственную службу заключают с соответствующим
государственным органом трудовой договор: "Гражданин поступает на
государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный
срок или на срок не более пяти лет. В трудовой договор включается обязательство
гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение
Конституции Российской Федерации и федеральных законов в интересах граждан
Российской Федерации" (ч. 6 ст. 21). Применение трудового договора давало
прочную основу для того, чтобы включать гражданскую службу в сферу действия
трудового права, а служащих рассматривать в качестве особой категории наемных
работников.
Однако, как подчеркивает
А.В. Гусев, "уже тогда трудовой договор с государственным служащим имел
ряд существенных особенностей: до его заключения в ряде случаев необходимо было
проведение конкурса, в содержание должны были включаться некоторые особые
условия, а расторжение производилось как по общим основаниям, предусмотренным
трудовым законодательством, так и по дополнительным основаниям, установленным
законодательством о государственной службе".
Нельзя не отметить, что и
в трудовом законодательстве до принятия Трудового кодекса Российской Федерации
термин "контракт" использовался в трудовом законодательстве как
синоним слова "договор". Так, в соответствии со ст. 15 КЗоТ РФ
"трудовой договор (контракт) есть соглашение между работником и
работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому работник
обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или
должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель
(физическое либо юридическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную
плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде,
коллективным договором и соглашением сторон".
Таким образом, можно констатировать, что использование контрактов для
опосредования трудовых отношений с некоторыми работниками является достаточно
традиционным для российском правовой системы. Однако в связи с этим возникает
естественный вопрос: если с некоторыми работниками заключается трудовой
договор, а с некоторыми - контракт (различных видов), значит, между этими
правовыми явлениями существует
|