Ресурсы – это средства,
запасы, возможности, источники этих средств, необходимые и достаточные для
достижения любых целей и осуществления любых видов деятельности [46].
Можно выделить
несколько подходов к пониманию ресурсов:
1) ресурсы
рассматриваются как характеристика любого объекта (человека, фирмы, территории,
региона). В данном случае оценка ресурсов этого объекта является основой для
дальнейшего планирования, каких-либо действий (планов, проектов) с этим
объектом
2) ресурсы выступают
как часть любого технологического процесса, позволяющего перейти от исходной
ситуации к намеченной цели
3) ресурс
рассматриваются с точки зрения современного менеджмента. Одна из функций
современного менеджера –
умения грамотно распоряжаться ресурсами.
Ресурсная база
социально-культурной деятельности складывается из нормативного ресурса,
кадрового ресурса, финансового ресурса, материально-технической базы,
демографического и морально-психологического ресурсов. Все эти составляющие
ресурсной базы социально-культурной деятельности имеют относительную
самостоятельность; но результативность каждого напрямую зависит от реализации
всех остальных. Следовательно, говорить об эффективности ресурсной базы можно
лишь тогда, когда все ее составляющие действуют в системе, в комплексе, в
единстве. Поэтому знание механизмов их действия и взаимодействия – главное
условие профессионального подхода к использованию ресурсной базы
социально-культурной деятельности.
Ресурсная база –
совокупность основных компонентов необходимых для производства конкретного
культурного продукта, культурных благ или услуг. А также совокупность
финансовых, трудовых, энергетических, природных, материальных,
информационно-творческих ресурсов [41, 151].
Ресурсная база
учреждения культуры складывается из расходов на материально-техническое
оснащение, обеспечение основной и хозяйственной деятельности и, разумеется,
расходов на оплату труда.
В отношении структуры
ресурсной базы в сфере культуры отечественные ученые высказывают различные
мнения. Так, Л.И. Якобсон выделяет четыре вида ресурсов: трудовые,
материальные, природные и информационные. В состав ресурсного обеспечения
учреждений культуры Е.Я.Морозова и Э.Д.Тихонова включают материальные, трудовые
и финансовые ресурсы. Они считают, что для социально-культурной сферы все эти
составляющие являются одинаково значимыми. Несколько другая позиция у
экономистов Г.П.Иванова и М.А.Шустрова. Они различают в сфере культуры не
только материальные ресурсы, финансовые и трудовые, но и информационные,
интеллектуальные, земельные. Пять основных видов ресурсов, составляющих базу
культурной отрасли, выделяет Е.Н.Воронова: материальные, энергетические,
природные, финансовые, информационно-творческие.
По мнению других
экономистов – О.П. Кубышкина и В.Г.Родионова – ресурсы можно подразделить на
нематериальные и материальные, которые в свою очередь формируются из ряда
компонентов: нормативных, кадровых, финансовых, материально-технических и
недвижимых.
На другом принципе
основывает свою классификацию ресурсов сферы культуры Галуцкий Г.М.,
подразделяя их на две группы: ресурсы творческого производства (трудовые,
материальные, энергетические, финансовые и информационные); ресурсы духовного
восприятия. В части духовного восприятия ресурсами являются уровень культуры
населения и функционально-свободное время. Под функционально-свободным временем
понимаются не только часы досуга, но и время, когда человек, несмотря на то,
что и занят каким-либо делом, способен осознанно слушать музыку, текст или
видеть предлагаемые сюжеты и образы. Подразделение ресурсного потенциала
культуры на ресурсы воздействия и ресурсы восприятия в наибольшей степени
отражает качественную специфику социально-культурной сферы.
Все ресурсы, входящие в
классический для экономики перечень, имеют применительно к специфике
социально-культурной сферы целый ряд особенностей в трактовке и понимании.
Нормативный ресурс
представляет собой массив правовых и организационно-технологических документов
и инструктивной информации, определяющий организационный порядок подготовки и
проведения социально-культурной деятельности.
К кадровому (интеллектуальному) ресурсу относится
номенклатура специалистов, а также технического и вспомогательного персонала,
по своим характеристикам, прежде всего профессиональному и интеллектуальному
уровню, соответствующих назначению (набору функций) организации и
|