С 15 сентября 1990 года
Российская Федерация является участником Конвенции ООН о правах ребенка,
которая рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную
соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному
осуществлению и защите. Закрепленный в СК подход к ребенку как к
самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах
ребенка и принятым Российской Федерацией обязательствам обеспечить всемерную
защиту прав и интересов ребенка.
Конвенция о правах
ребенка предусматривает необходимость защиты прав ребенка от следующих
посягательств:
а) произвольного или незаконного вмешательства
в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и
достоинство;
б) всех форм физического
или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы
или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;
в) экономической
эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность
для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо
наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и
социальному развитию;
г) незаконного
потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм
сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;
е) бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения или наказания; ж) всех других форм
эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 16,
19, 32 - 34, 37).
Меры защиты ребенка от
перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку
социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и
лицам, которые о нем заботятся, а также осуществления других форм
предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, так и законодательные,
административные, просветительные и иные меры (ст. 4, 19, 33 Конвенции о правах
ребенка).
В Российской Федерации
государственные мероприятия (организационные, социальные, правовые) по защите
прав ребенка в соответствии с требованиями Конвенции о правах ребенка
осуществляются, как правило, на основе специальных нормативных правовых актов.
С принятием Федерального
закона от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации"
законодательно определены цели государственной политики, основные направления и
организационные основы обеспечения прав ребенка, конкретизированы полномочия
органов государственной власти различного уровня в этой сфере. Законом
установлены основные принципы государственной политики в интересах детей, включающие
законодательное обеспечение прав ребенка, государственную поддержку семьи в
целях обеспечения защиты прав детей, ответственность должностных лиц и граждан
за нарушение прав и законных интересов ребенка, а также государственную
поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных
организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов
ребенка.
Защита прав и охраняемых
законом интересов ребенка осуществляется в предусмотренном законом порядке,
посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято выделять две
основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная
форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите
нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и
попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках
юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и
специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная
форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите
прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно,
без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют
самозащитой прав.
Защита семейных прав согласно ст. 8 СК
осуществляется в судебном порядке
|