Глава 1. Теоретические и методические основы развития
жилищно-коммунального комплекса
1.1. Тенденции
развития жилищно-комунального комплекса
Одним из важнейших направлений
социально-экономических преобразований в стране является реформирование и
развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для проживания и
жизнедеятельности человека. В соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной
жилищной политики» жилищная сфера - отрасль народного хозяйства, включающая
строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и
социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.
Основу жилищной сферы города составляет жилищный
фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд,
дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других
строениях, пригодные для проживания.
Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:
1.
частный -
фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные
жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;
2.
государственный
- фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также
ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных
предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся
к соответствующему виду собственности;
3.
муниципальный
- фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также
ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных
предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
4.
общественный
- фонд, являющийся собственностью общественных объединений;
5.
коллективный
- фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности
различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности,
собственности общественных объединений.
В течение длительного времени жилищная сфера
городов находилась в составе государственного сектора экономики, получив в
советский период значительное развитие. В то же время качество жилых строений и
уровень их эксплуатации оставались низкими. Большинство граждан получало новое
жилье бесплатно, в порядке очереди, а плата за него и коммунальные услуги не
соответствовали затратам на его содержание.
Бурный процесс развития городов и жилищного
сектора на рубеже ХIХ - ХХ вв. был резко прерван в период революции и
разразившийся вслед за ней гражданской войны. Более того, многие города,
особенно крупные, пришли в упадок. Практически все системы городского хозяйства
оказались разрушенными, а население бежало за границу, на юг или влачило жалкое
существование и просто вымирало. Именно в это время происходило массовое
заселение бедноты в квартиры обеспеченных граждан, в результате чего преобладающем
стало коммунальное заселение. Квартплата была отменена, так как деньги
полностью обесценились, а никаких услуг жителям городов не предоставлялось.
Жилой фонд фактически был брошен на произвол судьбы.
В начале 20-х годов в советском государстве был
осуществлен переход к новой экономической политике (нэпу), суть которого
заключалась в частичном возврате к рыночным механизмам, допущении различных
хозяйственных укладов в городе и на селе, а также в проведении успешной
финансовой реформы и восстановлении твердой российской валюты (червонца).
Определенное экономическое оживление и некоторое
упорядочение общественной жизни создали условия для возрождения крупных городов
и восстановления жилищного фонда, коммунальных систем. Для решения
хозяйственных вопросов в составе НКВД, пришедшего на смену ВЧК, было создано
управление коммунального хозяйства, которое и взяло на себя функции
координатора восстановления жилья и коммунальных объектов в городах.
Допускались различные формы собственности на жилье и коммунальные объекты,
восстановлена квартплата за пользование жилищно-коммунальными услугами.
В 1926 - 1928 гг. были приняты важные решения по
введению обоснованной системы оплаты, а жилье и коммунальные услуги, которая
являлась сравнительно прогрессивной для того времени, так как учитывала не
только количество жилья и потребляемых услуг, но и качественный параметры жилых
помещений, а также уровень дохода жителей. Развивались децентрализованные
системы коммунального управления и жилищные товарищества, что было вполне целесообразным
в рамках существующего государственного строя. Но уже в конце 20-х годов
началось административное сворачивание новой экономической политики по всем
направлениям, включая и жилищную сферу.
На данном этапе наиболее характерным было
становление жесткой командно-административной системы, в рамках которой не
допускались альтернативные формы собственности и хозяйственные уклады.
Формальное существование колхозно-кооперативной формы собственности на селе
ничего не решало, так как служило лишь пропагандистским прикрытием тоталитарной
сути государства. Административные методы управления стали преобладать и в
жилищной сфере.
Период 40-х годов характеризовался громадными
разрушениями во время Отечественной войны 1941-1945 гг. и восстановлением
разрушенного хозяйства, в том числе жилищного фонда и коммунальных объектов, в
1946-1950 гг. Уровень
Иванов В.В. Коробова А.Н.
Муниципальное управление. – М.: Инфра-М, 2006. С.718
Иванов В.В. Коробова А.Н.
Муниципальное управление. – М.: Инфра-М, 2006. С.718.
Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой
В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном
хозяйстве. – М.: Феникс, 2007. С. 608.
|