Развитию местного
самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская
(1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года
создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали
местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления
определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления
были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими
органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III
органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных
чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.
После Октябрьской
революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единство
системы советов как органов государственной власти снизу доверху, местное
самоуправление отвергалось.
К идее местного
самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой
государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК. Закон СССР
«Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон
РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении
местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и
администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления.
В 1993 году в период
поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного
самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные
полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов
местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12
декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в
том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. В 1995
году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные
поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об
ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В силу исторических причин процесс
формирования системы
местного самоуправления в современной России отличался высокой степенью
хаотичности и стихийности. Федеральный закон 1995 года «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» не смог
исчерпывающим образом обеспечить четкого построения системы местного
самоуправления.
Надежды на то, что в рамках
сформулированных общих принципов субъекты Российской Федерации своим
законодательством уточнят контуры местной власти и создадут необходимые
предпосылки для её эффективной деятельности, не оправдались, да и не могли
оправдаться в связи с развернувшейся на местах серьезной борьбой за ресурсы и
полномочия.
Многообразие в построении
территориальных основ местного самоуправления было обусловлено свободой
законотворчества субъектов Федерации в этом вопросе, поскольку регламентация
этих правоотношений была отнесена именно к их компетенции. В результате
появились муниципальные образования, созданные и в городах с миллионным
населением и в деревнях с численностью жителей в несколько сотен или даже
десятков человек. В конце 2003 года в
Российской Федерации было юридически
оформлено 11566 муниципальных образований, из них: городов - 579, поселков
городского типа - 448, районов - 1588, сельских округов и сельсоветов - 8644,
городских районов - 297.
Неопределенность территориальной
организации местного самоуправления, возможность формирования структуры органов
местного самоуправления в отрыве от решаемых
задач стали тормозом не только решения острейших социальных проблем населения,
оказавшегося волей судьбы жителями муниципальных образований, но и собственных
задач местного самоуправления. Вместе с тем,
в результате всех преобразований и реформ за последние 10 лет количество
муниципальных образований в стране сократилось более чем в 2 раза.
Типичным стало постепенное укрупнение
муниципальных образований, а значит ослабление связи населения с властью. При
этом процесс укрупнения приобрел стихийный характер.
Одной из проблем местного самоуправления с
первых дней его становления стало определение содержания вопросов местного
значения. Закон 1995 года не позволил четко определить полномочия по их
реализации, соотнести их с полномочиями государственных органов, в результате
чего они стали дублироваться.
На муниципальный уровень в
соответствии с законом были возложены практически все полномочия по
жизнеобеспечению населения, в том числе - образование, здравоохранение,
жилищно-коммунальное хозяйство. Кроме того, государство отказалось
устанавливать минимальные социальные стандарты, мотивировав свое решение
недостатком финансовых средств в консолидированном бюджете России. Поскольку
критерии удовлетворения основных жизненных потребностей населения при таком
подходе исчезали, это позволяло федеральному уровню власти и субъектам
Федерации формировать доходы
|