Проблема совершенствования механизма отправления
правосудия в отношении несовершеннолетних является для современной России одной
из наиболее дискуссионных. Комитет по правам ребенка - орган, контролирующий
выполнение Конвенции о правах ребенка Организации Объединенных Наций, - чаще всего
подвергает критике именно политику и практику отправления правосудия в
отношении несовершеннолетних. Учет зарубежного и российского исторического
опыта, первых результатов экспериментов по специализации отдельных судов
свидетельствуют в пользу необходимости специализации судов и создания системы
ювенальной юстиции.
Решение обозначенной выше задачи требует определения
четких приоритетов уголовно-процессуальной политики в отношении
несовершеннолетних. Одними из ее ведущих направлений можно считать дальнейшую
уголовную и уголовно-процессуальную дифференциацию. Вопросам дифференциации
уголовно-процессуальной формы посвящено достаточно много работ,
и при этом данная проблема по-прежнему остается дискуссионной, имеющей как
своих сторонников, так и противников.
Следует согласиться с А.И. Александровым, выделяющим
два основных направления дифференциации уголовного процесса. Первое направление
представляет собой «установление дополнительных гарантий законности для
отдельных категорий правонарушителей по субъективному или объективному признаку».
Второе - ориентировано на «упрощение некоторых процессуальных форм для дел о
преступлениях, не представляющих большой общественной опасности (неинтенсивных
преступлений)».
Традиционно в российском уголовном процессе производство
по делам в отношении несовершеннолетних рассматривается как дифференцированная,
усложненная форма, отличающаяся охранительной направленностью. Особенности
производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних проявляются как
на досудебных, так и на судебных стадиях и определяются возрастной спецификой
данного субъекта.
Однако усиление охранительной функции уголовного
судопроизводства в отношении несовершеннолетних не исключает применения в
отношении них таких дифференцированных форм, как упрощенное и ускоренное
производство. Такое целерантное производство допускается российским
законодателем в отношении несовершеннолетних на стадии предварительного
расследования. По уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести
предварительное расследование может проводиться в форме дознания по правилам,
установленным главой 32 УПК РФ. Подобное производство возможно по делам о
преступлениях несовершеннолетних, если нет необходимости проведения
предварительного следствия. Такое положение дел ни в коей мере не противоречит
охранительной направленности уголовного судопроизводства по данной категории
дел. Более того, оно позволяет ускорить производство по делу и тем самым
уменьшить бремя уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего. Такая
позиция находит свою поддержку в системе правосудия для несовершеннолетних
многих государств, поскольку одной из задач ювенального правосудия ставится
именно сокращение времени и объема контактов несовершеннолетнего
правонарушителя с соответствующими государственными органами. К сожалению,
приходится констатировать, что как в целом производство дознания плохо
урегулировано российским уголовно-процессуальным законодательством, так и в
частности глава 50 УПК РФ не содержит отдельной статьи, детально регламентирующей
|