Глава 1. Основные теоретические положения
об организации управления наукоградами
1.1 Сущность и основные положения
муниципального управления
Структура и порядок деятельности администрации муниципального
образования в основном связаны с необходимостью решения задач управления
муниципальным хозяйством.
Прежде всего, необходимо выяснить, что из себя представляют элементы
муниципального хозяйства, и по какому основанию можно их классифицировать.
Методика, предложенная при определении самого понятия «муниципальное
хозяйство», предлагает следующий подход (рис. 1.1):
Рис. 1.1 – Элементы муниципального хозяйства
1. Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и
учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования
хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных
(общественных) потребностей населения.
2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями,
направлена на удовлетворение общественных интересов.
3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе
субъекты, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.[1]
Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому можно
классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль (и место)
того или иного элемента в реализации общественных потребностей.
И с этой точки зрения выделяются следующие элементы:
- муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью
подчинена интересам населения муниципального образования);
- иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с
реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;
- органы местного самоуправления.[2]
Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением
общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и
услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения
вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного
(в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке
обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.
Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет
особую функцию - функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в
интересах населения муниципального образования.
Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе
выделения этих трех групп определить не просто роль и место каждой из них в
решении вопросов местного значения, но и в зависимости от этого - цели
деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством,
учитывать их особенности.
Так,
из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением
муниципального образования и хозяйствующими
|