Теоретическое различение
прав человека и прав гражданина восходит к трудам французских просветителей
XVIII в., а их конституционное разграничение - к Конституции Франции 1791 г., которая
воспроизвела соответствующую формулу Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Различение прав
человека и прав гражданина проводится и в ныне действующей Конституции
Российской Федерации 1993 г.
Разграничение прав
человека и прав гражданина вытекает из различения гражданского общества и
государства, человека вообще как частного человека и «политического» человека -
гражданина государства. Следует подчеркнуть, что, вопреки наименованию, в сфере
гражданского общества мы имеем дело не с гражданином, а с неполитическим
человеком - носителем частных интересов. Разграничение гражданского общества
и государства позволяет человеку отстаивать свои права не непосредственно перед
государством, а через институты гражданского общества. Тем самым создаются
условия не только для ограждения личности от возможного произвола государства,
но и для ее самоопределения, самореализации.
Права гражданина
обусловлены неотъемлемым «первичным» правом человека на гражданство. Само
гражданство согласно Конституции РФ приобретается и прекращается в соответствии
с федеральным законом (ч. 1 ст. 6). Следовательно, вопреки распространенному
мнению, не гражданство как таковое, а право на гражданство является
первоосновой прав гражданина.
Обычно гражданство
определяют как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся
в совокупности их взаимных прав, обязанностей, ответственности и основанную на
признании и уважении достоинства, общепризнанных прав и свобод человека.
В аспекте прав гражданина
гражданство - это особый юридический статус лица. Юридическое признание
получает государственная принадлежность лица внутри страны и за рубежом, и лицо
наделяется в полном объеме правами и обязанностями, предусмотренными в
законодательстве данного государства. Институт гражданства предполагает
активное содействие государства в реализации индивидом своих прав. На человека
распространяется суверенитет государства, он пользуется его защитой и может
принимать участие в управлении делами государства. Важнейшей гарантией
гражданства в Российской Федерации является конституционное положение о запрете
лишения гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции Российской
Федерации). По сравнению с иностранцами, лицами без гражданства, т.е. всеми,
кто не является гражданином России, граждане государства имеют права и несут обязанности,
присущие только им, например, право избирать и быть избранным, право и
обязанность защищать свое отечество.
В литературе и
законодательстве употребляется выражение «права и свободы человека и
гражданина» При этом понятия «права» и «свободы» чаще всего используются как
синонимы. И это правильно, так как содержание обоих понятий может быть раскрыто
через категорию свободы (возможности). Иногда, правда, между ними усматривается
различие в степени конкретизации соответствующих возможностей и их осуществления:
например, «право избирать и быть избранным» предполагает конкретные действия, а
«свобода мысли и слова» - куда более широкий спектр возможностей без четко
очерченного результата. Однако в целом эти понятия взаимозаменяемы и отражают
лишь особенности их терминологического различения, сложившегося еще в XVIII -
XIX вв.
Права человека и
гражданина обеспечиваются соответствующими обязанностями других лиц, органов
государства. Конституционные акты различают обязанности человека и обязанности
гражданина. Некоторые обязанности можно, по аналогии с правами, условно назвать
естественными, как, например, обязанность родителей заботиться о детях, а
трудоспособных детей - о нетрудоспособных родителях. Обязанности
распространяются либо на всех лиц, независимо от наличия у них гражданства
данного государства (например, беречь природу, платить законно установленные
налоги и сборы), либо только на граждан (например, служить в вооруженных силах
страны).
Соразмерность прав и обязанностей - один из важнейших признаков права,
правовой справедливости. Антиправовой, этатистско-силовой характер носит
превращение прав в обязанности (например, права на труд - в обязанность
трудиться). В результате обязанностям одной стороны
|