Нематериальные активы — принципиально новый для
отечественной теории и практики вид имущества, подлежащий бухгалтерскому учёту.
Впервые в отечественной бухгалтерской практике нематериальные активы появились
в мае 1988 г.
Но только для совместных предприятий с иностранным участием. В июле 1990 г. использование
нематериальных активов в бухгалтерском учёте было разрешено также для
акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Эти нововведения
были вызваны тем, что новым законодательством СССР было предусмотрено внесение
объектов нематериальной собственности в счёт вкладов в уставной капитал
юридических лиц. До этого даже программы для ЭВМ учитывались в составе основных
средств – электронно-вычислительных машин [19, С. 101].
В настоящее время в
соответствии с п.3 ПБУ 14/2007 [10] к нематериальным активам относят имущество,
которое одновременно отвечает следующим условиям:
1) не имеет материально -
вещественной (физической) структуры;
2) может быть
идентифицировано (выделено, отделено) от другого имущества;
3) предназначено для
использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг
либо для управленческих нужд организации;
4) используется в течение
длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного
цикла, если он превышает 12 месяцев);
5) не предполагается
последующая перепродажа данного имущества;
6) способно приносить
организации экономическую выгоду;
7) имеются надлежаще
оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и
исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности
(патенты, свидетельства, другие охранные документы и т.п.).
В соответствии с
перечисленными условиями к нематериальным активам относят следующие объекты интеллектуальной
собственности:
- исключительное право
патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
- исключительное
авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
- имущественное право
автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
- исключительное право
владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места
происхождения товаров;
- исключительное право
патентообладателя на селекционные достижения.
В составе нематериальных
активов учитываются также деловая репутация организации и организационные
расходы.
Организационные расходы
состоят из затрат по оплате услуг консультантов, рекламы, по подготовке
документации, регистрационных сборов и других расходов организации в период ее
создания до момента регистрации.
Деловая репутация
организации - это разница между покупной ценой организации (как приобретенного
имущественного комплекса в целом) и балансовой стоимостью ее имущества. При
приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая
репутация организации определяется как разница между покупной ценой,
уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной
организации [19, C. 134].
Объектом нематериальных
активов является положительная деловая репутация, которая рассматривается как
надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических
выгод.
Отрицательная деловая
репутация рассматривается как скидка с цены, предоставляемая покупателю, и
учитывается как доходы будущих периодов.
|