Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование находится в
сфере первоочередных государственных интересов. От состояния образовательной
системы во многом зависит будущее Российского государства, его экономическое
развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды
на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в
связке с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенных
гарантий национальной, региональной и международной безопасности.
Совершенствование системы
образования и образовательного законодательства - важнейшая задача
социально-экономического развития и один из приоритетов современной
государственной политики. С образованием связан один из национальных проектов,
призванный кардинально улучшить качество жизни в Российской Федерации,
реализации которого государственная власть уделяет столь пристальное внимание.
В современном правовом
государстве образование должно иметь основательную нормативно-правовую базу.
Требование тщательного законодательного регулирования отношений в области
образования обусловлено рядом причин.
Во-первых, нормы
образовательного законодательства должны стать надежными юридическими
гарантиями реализации закрепленного на конституционном уровне права каждого на
образование. Положения
ст. 43 Конституции Российской Федерации, раскрывающие конституционную
формулу «каждый имеет право на образование», находят развитие в актах
образовательного законодательства.
Во-вторых, нормы
образовательного законодательства регулируют ту сферу общественных отношений, в
которую сегодня вовлечено - не будет преувеличением сказать - все российское
общество, все его возрастные группы. Концепция непрерывного образования,
провозглашенная ЮНЕСКО в 1972
г. и успешно реализуемая сегодня во многих странах мира,
многократно увеличивает число участников образовательных отношений.
В-третьих, образование
представляет собой огромную по своим масштабам отрасль российской экономики,
грандиозный имущественный комплекс, нуждающийся, с одной стороны, в
регламентации возникающих в сфере образования гражданских и трудовых отношений,
а с другой - в достойном и бесперебойном финансировании, без которого
невозможно предоставление качественных образовательных услуг. Вот почему
современное образовательное право формируется как комплексная отрасль
российского законодательства, объединяющая нормы различной правовой
принадлежности - гражданского, семейного, трудового, административного и других
отраслей права.
Принятие в 1992 г. Закона Российской
Федерации «Об образовании» (далее по тексту – Закон об образовании)
заложило основу самостоятельной отрасли российского законодательства, которая
регулирует широкий спектр общественных отношений, складывающихся в сфере
образования.
Образовательное право -
одна из наиболее динамичных отраслей законодательства. В этом смысле оно соперничает
с такими отраслями, как налоговое, таможенное и административное право.
Бурное развитие
нормативно-правовой базы образования связано также с развернувшейся в
Российской Федерации реформой системы образования, которая происходит
одновременно с другими крупномасштабными системными преобразованиями -
административной, налоговой и бюджетной реформами, реформой местного
самоуправления.
Наряду с изменениями, вносимыми непосредственно в текст Закона об
образовании, Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании» (далее по тексту – Закон о высшем
образовании) и другие акты
образовательного законодательства, большое значение на практике приобретают и
многочисленные так называемые косвенные изменения, которые не находят отражения
непосредственно в тексте
Российская Федерация. Законы. Об
образовании: закон от 10.07.1992 г. № 3266-1: измен. 13.02.2009 г.
№ 19-ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 30. - Ст. 1797; Собрание
законодательства РФ. - 2009. - № 7 ст. 787.
Российская Федерация. Законы. О высшем и
послевузовском профессиональном образовании: федер. закон от 22.08.1996 г. №
125-ФЗ [принят Гос. Думой 19 июля 1996 г.; одобр. Советом
Федерации 7 августа 1996 г.]:
измен. 13 февраля 2009 г.
№ 19-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -
1996. - № 35. - Ст. 4135; Собрании законодательства РФ. - 2009. - № 7. -
Ст. 787.
|