Глава 1.Суд-основной участник уголовного
процесса.
1.1.История становления и формирования
судебной системы в РФ.
Судебная
система Древней Руси почти ничем не отличалась от судебных систем других
древних государств. Суд так же не был отделен от администрации — в каждом
городе во главе власти стаяли князья, они и сделались источниками суда и
расправы. Естественно, решать все тяжбы лично князь не мог физически, поэтому
он назначал себе помощников — тиунов и посадников. Приговор выносился на
основании обычаев, сложившихся еще в родоплеменном строе славян. Русская Правда,
к примеру, была сборником именно обычного права. Широко был распространен принцип
талиона. Судопроизводство велось почти всегда устно. Обжаловать решения тиунов
и посадников теоретически было возможно, но на практике князья далеко не всегда
принимали такие жалобы, а путь до резиденции князя мог быть настолько долгим и
опасным, что легче было смириться с несправедливым приговором. В то же время
повсеместными были принципы равенства сторон и состязательность судебного
процесса
Суд,
который производил сам князь и его посадники и тиуны, носил чисто формальный
характер. Судья никогда не вдавался в глубокий анализ предоставленных
доказательств. Если они были предостваленны — значит им следовало верить.
Пришедший к князю человек в синяках, мог обвинить любого в том, что его избили
и уже обвиняемый должен был предостваить свидетелей, которые подтвердят, что
это избитый сам начал драку. Если свидетелей не было, то обвиняемый признавался
виновным.
При
отсутствии доказательств у тяжущихся сторон вопрос решался судебным поединком -
"полем" или же "ордалией" - божественным испытанием.
Победивший считался поддержанным богами (позднее Богом), а следовательно
правым. Широко распространенной была судебная клятва. При язычестве клялись
Перуном, слагая с себя щит и оружие. После утверждения христианства присяга
заключалась в целовании креста и Евангелия при произнесении слов, призывающих
имя Божие во свидетельство истины.
Суд
в Древней Руси был пассивным. Никакое судебное разбирательство не начиналось по
его воле. Даже в случае убийства требовалась жалоба от истцов — родственников
убитого. Если же тело было неопознанным или возле села находили только кости
человека, то никакого судебного разбирательства не следовало. Пострадавший
должен был сам начать следствие, собрать свидетелей, улики и привлечь ответчика
к суду. Владелец бежавшего холопа сам разыскивал его, и посадник должен был
только оказывать ему помощь, когда тот обращался за ней, при поимке опознанного
холопа. Из-за отсутствия государственной помощи, возникло множество частных
лиц, помогающим людям в судебных тяжбах за определенную плату.
После
вынесения приговора суд часто предоставлял самому потерпевшему осуществить
восстановление своего права: получить деньги, увести к себе домой в холопство
должника и продать его, нанести физический вред преступнику и т.д.
Важным
этапом в развитии судебной системы России было появления церковных судов после
принятия христианства. К ведению таких судов относилось множество преступлений:
многоженство, самовольный развод, несоблюдение церковных правил, возвращение в
язычество, кража невест, изнасилование, блуд, кровосмешение, поджоги,
скотоложство, преступления внутри семьи. Это было отчасти связанно с тем, что
светские суды руководствовалась нормами устаревающего обычного права, охватывавшего
не все сферы общественной жизни; не все деяния, против которых выступала
церковь, рассматривалась со стороны права обычного как преступления.
Основными
источниками правовых норм этого периода были Судебники 1497 и 1550 годов, а
также Соборное Уложение 1649 года. Судебник был сборником, прежде всего
уголовных и уголовно-процессуальных норм. Второй Судебник развивает заложенные
в Судебнике 1497 года тенденции государственного управления и судопроизводства,
и по сути является его расширенной и дополненной версией.
Соборное
уложение же представляло собой гораздо более обширный документ, охватывающий
все сферы общественной жизни того времени.
|