Глава 1.
Организационно-правовые основы федеральной государственной гражданской службы
1.1. Правовой статус федерального государственного гражданского служащего
Федеральным
законом № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе
Российской Федерации» закреплен принцип профессионализма и компетентности в
качестве единого фундаментального принципа организации и функционирования
государственной службы. Под профессионализмом
имеются в виду глубокие и всесторонние знания и владение практическими навыками
в соответствующей области государственно-служебной деятельности. Под компетентностью понимаются
показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и
способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей
служебной деятельности.
Реализация
принципа профессионализма и компетентности на государственной службе
обеспечивается, прежде всего, системой профессионального развития
государственных служащих.
Федеральным
законом № 79-ФЗ на государственных служащих возложена обязанность поддерживать
уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий:
им гарантируются переподготовка и повышение квалификации с сохранением
денежного содержания на период обучения.
На кадровые службы государственных органов возложена обязанность анализировать
уровень профессиональной подготовки государственных служащих.
Следовательно,
систематическая профессиональная подготовка и переподготовка является
юридически обязательной частью и элементом прохождения государственной службы
каждым государственным служащим в любом государственном органе.
В
существующей системе государственной службы профессиональное развитие тесно
связано с продвижением по службе, оценкой качества службы, уровнем денежного
содержания, присвоением классных чинов, применением мер поощрения и т.д.
Сама
государственная служба считается творческим трудом, поэтому государственный
служащий, избравший ее своей профессией, должен непрерывно повышать свой
теоретический уровень на протяжении всей служебной деятельности, независимо от
замещаемой государственной должности. Именно по этим причинам подготовка,
переподготовка и Повышение квалификации органически «встроены» в систему
прохождения государственной службы.
Говоря о
правовой базе, следует сказать, что в настоящее время профессиональная
подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих
регулируются указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ,
основными из которых являются:
·
Федеральный
закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе
Российской Федерации» (с изменениями на 25.12.2008), (ст. 61 – 63);
·
Указ
Президента РФ от 28 декабря 2006 года № 1474 « О дополнительном
профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской
Федерации (с изменениями на 06.12.2007);
·
Положение
о порядке получения дополнительного профессионального образования
государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденное
Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474;
·
Постановление
Правительства РФ от 17 апреля 2008 г. № 284 «О реализации функций по
организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на
профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку
федеральных государственных гражданских служащих » (с изменениями от
27.11.2008).
Указанные акты предусматривают организационно-правовые
формы профессиональной подготовки государственных служащих, порядок,
периодичность, сроки и условия профессионального обучения и затрагивают
некоторые другие вопросы.
Ведущее место в системе профессионального образования
государственных служащих принадлежит Российской
академии государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и
Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. В этих ведущих
учебных заведениях проходят профессиональную подготовку, переподготовку и
повышение квалификаций государственные служащие федеральных государственных
органов, а также государственные служащие государственных органов субъектов РФ.
Именно перед образовательными учреждениями - Российской академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации, а также региональными академиями
государственной службы – ставиться задача организации качественного процесса
подготовки и переподготовки кадров, разработки программ их систематического
обучения.
Характер
и тип профессионального развития государственных служащих определяются тем,
какие принципы мы заложим в это процесс. Принципы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации государственных служащих могут быть разделены на три
группы:
1)
общегражданские;
2) профессиональные;
3) внутрикорпоративные.
Общегражданские принципы предполагают:
·
развитие
повышенного чувства ответственности и гражданского сознания, в том числе ряда
специфических этических качеств, таких, как гражданский долг, верность
интересам государственной службы;
·
внедрение
в поведение чиновников навыков мотивирующего воздействия на окружающих;
·
честность
и неподверженность коррупционным воздействиям. Профессиональные принципы
включают:
наличие специальных знаний в области права,
политологии, социологии, экономики, социальной
[1] О
государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от
27 июля 2004. № 79-ФЗ (с изменениями на 25.12.2008). Ст. 15
[3]
Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в
Российской Федерации: учебный курс. – М.: Дело и Сервис, 2004. – С. 57
|