Относительно системы и структуры страхового
законодательства в научной доктрине существуют различные точки зрения, анализ
которых позволяет уточнить содержание страхового законодательства. Так, в
частности, А.П. Архипов и В.Б. Гомелля считают, что в России, как и в ряде
западных стран (например, в Германии), формируется трехступенчатая система
правового регулирования страхового рынка:
- первая ступень - Гражданский и Налоговый кодексы;
- вторая ступень - специальные законы по страховой
деятельности и смежным с ней видам деятельности;
- третья ступень - нормативные акты министерств и
ведомств по страховому делу.
Представляется, что предложенная систематизация
страхового законодательства является несколько обобщенной с точки зрения
общеправовой теоретической науки. Тем не менее подобная структура вполне
применима для систематизации страхового законодательства (с уточнением,
связанным с внутренним расположением нормативных актов, что требует внесения
определенных корректировок).
В предложенной структуре, в частности в первой
ступени, следует отделить гражданское законодательство от налогового. Это
объясняется тем, что у налогового законодательства иное назначение, нежели у
гражданского. Дело в том, что налоговое законодательство относится к предмету
публично-правовых отношений, призванных регулировать и обеспечивать финансовую
устойчивость государства, и никоим образом не может выступать в качестве
регулятора гражданско-правовых отношений, в том числе страховых, так как
указанные отношения должны регулироваться исключительно нормами гражданского права.
При этом следует подчеркнуть, что в систему страхового законодательства все же
входят нормативные акты публично-правового характера, в основном ведомственные,
издаваемые Министерством финансов РФ и органом страхового надзора. Но данные
нормативные акты не относятся к отрасли налогового права, потому что их
назначение заключается в установлении правил и процедур по организации
страхового дела (порядок создания страховых организаций, обеспечение финансовой
устойчивости страховщиков и т.п.).
Немаловажную роль в нормативно-правовом регулировании
страховой деятельности играют нормы международного права, типовые правила
страхования, обычаи, обыкновения, установившиеся в страховых правоотношениях,
и, безусловно, судебная практика. Все названные источники образуют и составляют
единую нормативно-правовую базу страхования.
Федеральный закон
"Об основах обязательного социального страхования" в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения
в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение
субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и
порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов
обязательного социального страхования, а также устанавливает основы
государственного регулирования обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование - часть государственной системы
социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в
соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного
изменения материального и (или) социального
Архипов А.П., Гомелля В.Б. Основы страхового дела.
М.: - 2008. - С. 101.
|