1 Теоретические основы организации системы
управленческого учета в холдинговой организации
1.1 Понятие и сущность управленческого
учета
Развитое рыночное хозяйство является ареной непрекращающихся
конкурентных войн. В уплотненном экономическом пространстве возможностей
заработать деньги (найти рыночную нишу и получить прибыль) немного. Снижение
издержек - одно из важнейших направлений обеспечения конкурентоспособности
продукции. Западные корпорации борются даже за десятые доли процента снижения
себестоимости[1].
На сегодня положение большинства российских предприятий гораздо
сложнее. Груз лежащих на них издержек столь велик, что добиться восстановления
конкурентоспособности можно лишь путем радикального снижения издержек (на
десятки процентов, а порой и в разы).
Производственные мощности нашей промышленности в основном были
созданы в дореформенную эпоху. Они предназначались для удовлетворения спроса
закрытой, дефицитной, регулируемой административными методами экономики.
Нынешний же спрос формируется в условиях открытой, сравнительно насыщенной
товарами и рыночной экономики. Под открытой экономикой понимается относительно
свободный доступ иностранных товаров на отечественные рынки.
Неудивительно, что между "старыми" мощностями и
"новым" платежеспособным спросом образовалось несоответствие.
Мощности недоиспользуются, объем производства значительно ниже объективных
возможностей оборудования. Это обстоятельство является фактором увеличения
средних постоянных и средних совокупных издержек.
Действительно, все постоянные издержки: от арендных платежей до
амортизационных отчислений, от коммунальных услуг (отопление) до расходов на
содержание персонала - все это и многое другое приходится компенсировать резким
сокращением объема продукции.
Возникает вопрос, как же снизить издержки. Анализ факторов их роста
говорит о том, что не все здесь зависит от предприятия. Пока в экономике
окончательно не преодолен кризис, пока отсутствует эффективный механизм
государственного регулирования устанавливаемых монополиями цен на сырье,
возможности предприятий по снижению издержек ограничены. И все же, несмотря на
трудности, предприятия и организации даже в неблагоприятном макроэкономическом
окружении способны многого добиться сами, своими силами. В первую очередь
необходимо внедрить профессиональный анализ издержек: определение их структуры
и степени необходимости. Все лишние затраты должны быть ликвидированы, а
необходимые проанализированы с точки зрения максимального сокращения. Эти
простые меры способны заметно снизить переменные издержки. Помимо этого для
эффективного управления затратами и рентабельностью необходимо иметь четкое
представление о структуре и характере расходов. Это позволит компании выполнять
требования по управлению затратами, определяемые конкурентной средой. Решающую
роль в снижении постоянных издержек может сыграть улучшение адаптации
предприятий к существующему платежеспособному спросу. Активный маркетинг - путь
увеличения спроса на продукцию предприятия, а значит, повышения производства и
уменьшения средних постоянных издержек. Необходимо налаживать выпуск находящей
сбыт продукции на имеющихся мощностях.
Также
определенный потенциал снижения издержек имеется и в организационном
реформировании предприятий. Например, основные фонды, не задействованные в
процессе производства, возможно сдавать в аренду или продавать. Передовые
мировые компании при старте программ по снижению затрат основной акцент делают
на уменьшении административных и сбытовых затрат. Например, для 50 крупнейших
американских компаний снижение данных затрат всего на 0,5% означает экономию
258 млн долл. (в зависимости от готовности руководства компании к переменам
снижение затрат может достигать и 40%)[2]. Но в
отличие от отечественных компаний они при осуществлении данного процесса
придерживаются комплексного подхода и определенной, четко продуманной
последовательности шагов. Именно потому, что западные компании наработали
существенный опыт в этой сфере, российским компаниям для более эффективного
планирования программ по снижению затрат стоит внимательнее его изучить. При
веден
>B �< @t�kFootnoteText style='text-align:justify'>
Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства
коммунизма. - М., 1961. - С. 242 - 243; Красавчиков О.А. Указ. соч. - С. 28.
�xsy@t�ksize:10.0pt'> Дебиторка поддается "дрессировке" / Е.
Коваленок // Консультант. – 2009. - № 9.
Состав и правила оценки дебиторской и кредиторской
задолженности в бухгалтерском учете и отчетности /Е.П. Тихонова // Горячая
линия бухгалтера. – 2008. - N 3.
Малафеева М. В. Оценка влияния дебиторской
задолженности на цикл денежного обращения / М. В. Малафеева, О. Е. Стулова / /
Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - N 9. - С. 47-52
Оловянишников А. Техника безопасности при работе с
просроченной дебиторской задолженностью / А. Оловянишников / / Финансовый
директор. - 2009. - N 11. - С. 26-31
9388!'<@t�ke='font-family:"Times New Roman","serif";
letter-spacing:1.0pt;font-style:normal'>1.2 Экономическая сущность задачи
Важнейшим объектами учета
торговли являются товарные запасы и связанные с ними экономические показатели:
розничный товарооборот, выручка от реализации товаров, валовой доход и др.
Экономическая сущность показателя «Товарные запасы» проявляется в том, что
изменение этого показателя в ту или иную сторону оказывает влияние на
формирование конечных финансовых результатов деятельности компании, в
частности, на такие показатели как прибыль, рентабельность, выручка от
реализации продукции, валовой доход и др. Товарные запасы являются основными
денежными вложениями для предприятий торговой сферы, основным источником
получения прибыли и выступают основной проблемой ежедневного контроля. В
условиях жесткой конкуренции торговые предприятия вынуждены уменьшать процент
устанавливаемой надбавки на товары. Поэтому, чтобы обеспечить необходимую
отдачу от вложенных средств, а также необходимые темпы роста компании
актуальным является контроль за величиной товарных запасов. Товарные запасы
закупленные «сверх нормы» приводят к потерям и убыткам, мешают высвобождению
оборотных средств и занимают полезную торговую и складскую площадь. В то же
время недостаточное количество товарных запасов может привести к постоянным
перебоям с теми или иными видами товаров, а также отрицательно повлиять на
отношение потребителей и в итоге снизить прибыль компании.
Исходные данные для анализа товарных запасов, реализации товаров могут быть получены из следующих
документов:
- приходная накладная;
- расходная накладная.
Исходя из данных прихода и расхода рассчитывается необходимое
количество товаров, которые нужно заказать.
Результатные документы:
- заявка в отдел снабжения;
- отчет прихода;
- отчет расхода;
- отчет остатков товаров.
1.3 Обоснование необходимости и цели
использования автоматизированной информационной системы для решения задач
При анализе бизнес-процессов, выполняемых менеджером отдела,
при обработке экономической информации были выявлены следующие недостатки:
- высокая трудоемкость обработки
информации;
- низкая оперативность;
- невысокая достоверность результатов
решения задачи из-за дублирования потоков информации и сложности методик
заполнения документов;
несовершенство организации сбора и регистрации
|