В соответствии со статьей 8 Закона
«Об образовании»[2] система образования в Российской Федерации представляет
собой совокупность:
-
взаимодействующих
преемственных образовательных программ и государственных образовательных
стандартов различного уровня и направленности;
-
сети
реализующих их образовательных учреждений независимо от их
организационно-правовых форм, типов и видов;
-
органов
управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Важно, что система образования в
законе определена с точки зрения содержания деятельности, которая в этой системе
осуществляется. На первое место в определении поставлены образовательные
программы и государственные образовательные стандарты, т.е. программы или
наборы программ, по которым обучаются учащиеся, студенты. Следовательно, с точки
зрения закона образовательные программы являются необходимым элементом
системы.
Образовательные программы должны
реализоваться образовательными учреждениями — организациями совершенно определенного
типа (об особенностях данного типа организаций мы поговорим несколько ниже).
Необходимым элементом системы определяются также органы
управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.
Для дальнейшего изучения важно знать,
что учредителем образовательного учреждения в соответствии со статьей 11 Закона
«Об образовании»[2] могут быть:
-
органы
государственной власти, органы местного самоуправления;
- отечественные и иностранные
организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
-
отечественные
и иностранные общественные и частные фонды;
-
общественные
и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории
Российской Федерации;
-
граждане
Российской Федерации и иностранные граждане.
В законе прописано совместное
учредительство образовательных учреждений. Изменение состава учредителей
действующих государственных и муниципальных образовательных учреждений
допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в
области образования. В случае реорганизации органов государственной власти,
органов управления образованием и (или) органов местного самоуправления права
учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.
Учредителем образовательных
учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные
образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации.
Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для
детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть
только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Важнейшей особенностью
образования является то обстоятельство, что отношения между учредителем и
образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Не следует называть
этот договор учредительным, что иногда делается. Он таковым не является. Этот
договор является соглашением между учредителем и созданным им учреждением о
взаимных обязательствах, правах и обязанностях по отношению друг к другу, о
порядке рассмотрения и решения спорных вопросов[15].
|