Глава 1. Основные
понятия потребительского кредита в финансово-правовой системе Российской
Федерации
1.1.
Возникновение потребительского
кредита
В банковской
деятельности выделяются розничные банковские операции (retail banking) и
персонифицированные банковские услуги (private banking). Первые основаны на
предложении стандартизированных продуктов через множество сбытовых каналов:
прием депозитов, потребительский кредит, расчетные операции, ипотека,
пенсионные счета, кредитные карточки и т.д. Вторые в силу их специфики
рассматриваются обособленно, так как предоставляются состоятельным клиентам с
индивидуальными потребностями и требуют специальных решений. В международной
практике в настоящее время розничные банковские операции находятся в процессе
изменений.
До настоящего времени
одним из самых динамично развивающихся рынков в России является рынок
потребительского кредитования. Правительством Российской Федерации в Программе
социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2006 - 2008 гг.) была
высказана позиция о необходимости развития потребительского кредитования, в том
числе обеспечения гарантий прав потребителей при использовании потребительского
кредита, формирования механизмов защиты указанных прав в случае их нарушения. В
Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г. также
обращено внимание на важное значение развития потребительского кредитования для
развития рынка банковских услуг и экономики в целом. Мероприятиями по
реализации в 2005 - 2006 годах Стратегии развития банковского сектора
Российской Федерации на период до 2008 года предусматривалось принятие еще в 2005 г. федерального закона,
направленного на обеспечение гарантий прав потребителей при использовании
потребительского кредита, формирование защиты прав потребителей в случае их
нарушения.
Современный менеджмент активно интересуется структурой
потребностей, которые управляют потребительским спросом. Анализ потребителей
дает ответ на три группы стратегических вопросов, которые связаны с процессом
сегментации рынка, мотивацией потребителей и выявлением неудовлетворенных нужд
потребителей.
Первым шагом является процесс сегментации
потребителей, а именно потребителей такой банковской услуги, как кредиты. Она
проводится для выявления тех потенциальных возможностей и рисков, которые несет
банку тот или иной вид его деятельности. Рыночный сегмент - это определенная
группа потребителей, у которых имеются схожие потребности в продуктах и
услугах.
Процесс сегментации (деления) рынка на определенные
части происходит по нескольким направлениям:
1) деление рынка на группы потребителей;
2) деление рынка по характеристикам предлагаемых
услуг.
Следует отметить, что в процессе проведения
сегментирования банковского сектора принято различать четыре основных группы
клиентов:
1) корпоративный рынок;
2) розничный рынок;
3) кредитно-финансовые институты;
4) правительственный рынок.
Для анализа был выбран розничный рынок, так как он
имеет большой процент влияния на банковскую деятельность.
Кроме осуществления сегментации корпоративного рынка,
многие банки нуждаются в подразделении розничного рынка с целью выявления
клиентов, сгруппированных по отдельным признакам
Потребительское кредитование стало значительным источником доходов в
реализации банковских продуктов
|