В целях повышения эффективности территориального управления, его
конкретизации в решении тесно связанных производственных и социальных задач
крупные территории делятся на более мелкие — муниципальные образования. Последние
объединяются в субъекты Федерации, чтобы обеспечить рациональное использование
имеющихся ресурсов, в том числе путем создания в масштабах области объектов
общего пользования (социальных, производственных, научно-технических, коммуникационных
и др.). Это лежит в основе формирования разномасштабных и многоступенчатых
систем территориального хозяйствования и управления. В рамках такого подхода
развитие страны представляет собой развитие ее субъектов, а развитие региона
(субъекта Федерации) складывается из развития муниципальных образований,
находящихся на его территории (см. рисунок 1).
Рис.1 Иерархия территорий
Основополагающим элементом эффективного местного самоуправления является
знание сущности и специфики объекта, на котором оно организуется. В соответствии
со ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление в нашей стране осуществляется
в границах городских и сельских поселений, а также других территорий с учетом
исторических и иных местных традиций, что позволяет говорить о наличии в России
муниципальных территорий, существенно различающихся как по площади, так и по населению.
Более развернутое представление о территориях Российской Федерации,
в рамках которых возможно формирование систем местного самоуправления, дает
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации». Ст. 12 данного Закона к числу муниципальных территорий
относит такие населенные пункты, как города, поселки, станицы, районы, сельские
округа (волости, сельсоветы и др.).
Закон не содержит исчерпывающего перечня территорий, в пределах
которых возможно функционирование местного самоуправления. Он допускает возможность
реализации местного самоуправления в границах и других территориальных единиц,
которые могут образовываться в соответствии с законодательными актами субъектов
Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций (аулы,
аймаки, улусы и т.п.).
Подобное качественное многообразие территорий со статусом местного
самоуправления не может не вызывать определенных трудностей с их идентификацией,
а потому вполне закономерно, что в рамках Федерального закона «Об общих
принципах...» вслед за Гражданским кодексом РФ (первая часть, ст. 24) была
предпринята попытка унификации соответствующих территориальных единиц путем
введения в отечественную нормотворческую практику единой категории —
муниципальное образование (далее - МО).
В указанном Законе (ст. 1) муниципальное образование определяется
как «городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей
территорией, часть поселения, иная населенная территория ..., в пределах
которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная
собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».
Причем данное определение уточняется в ч. 3 ст. 61 цитируемого Закона, где
устанавливается, что наличие муниципальной собственности не является
обязательным признаком муниципального образования, и в особенности, на момент
вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».
Из данного определения следует, что любое муниципальное образование
представляет собой целостную систему, состоящую как минимум из трех следующих
элементов:
территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;
населения и выборных органов, осуществляющих от его имени местное
самоуправление на данной территории;
|