1.1. Молодежный экстремизм: сущность и
классификация.
Разнообразие взглядов на термин
«экстремизм» от восприятия экстремизма гражданами:
«насилие на основе неприязни к другой
национальности», «нетерпимость во всех ее проявлениях», «достижение цели
радикальными методами», «пропаганда насилия», «проявление крайних, радикальных
настроений людей, выражающихся в открытых протестах, в выступлениях и в
нарушениях прав и свобод индивидов», «проявление национальной и религиозной
неприязни в крайних формах» и
до формулирования специалистами
(законодателями, научными работниками, преподавателями, прокурорами, судьями):
«общественно-политическая идеология;
образ мышления, политическое явление или форма политической активности,
предполагающая выход за общепринятые в данном социуме и в данной политической
системе рамки, иногда - насилие», «использование насилия или призывов к нему
для достижения политических интересов», «крайние взгляды и действия, выходящие
за рамки законности», «идеология и практическая деятельность, ориентированная
на решение социальных проблем насильственными средствами и исключающая при
этом компромисс», «стремление с помощью радикальных и насильственных мер решать
проблемы общества»,
позволяет
предположить, что такое разнообразие взглядов свидетельствует, в числе прочего,
о том, что сегодня рассматриваемое явление проникло во все сферы общественных
отношений - этнические, религиозные, социальные, политические, бытовые,
экономические - и оказывает существенное влияние на общественное сознание, а
через него - на различные общественно опасные проявления. Последние
приобретают специфическую окраску острого конфликта, противостояния.
Допустимо предположить, что и
приверженность радикальным взглядам, и совершение преступлений, как
экстремальных по-своему правонарушений, являются формами более широкого социального
явления, называемого экстремальностью. В частности, Ю.А. Зубок и В.И. Чупров
определяют данное качество как «сущностную характеристику молодежи различные
формы проявления максимализма в сознании и крайностей в поведении на групповом и индивидуально-личностном уровнях.
Наиболее распространенными формами экстремальности являются индивидуальные и
групповые настроения, представляющие собой преобладающий чувственный и
рациональный уровни сознания молодежи. На полюсах экстремальных настроений
крайними состояниями являются фанатизм, представляющий радикальную
направленность сознания, и нигилизм, отражающий преимущественно депрессивное
его состояние».
По мнению Ю.М. Антоняна рост
экстремальности, проявляющийся в повседневной жизни, как правило в рисковом
(девиантом) поведении, выступает предпосылкой как делинквентного
(правонарушающего), так и виктимного поведения, а также специфических
увлечений, в том числе необычными видами деятельности, экстремальными видами
спорта, различными радикальными идеями. В сфере пересечения экстремальности,
делинквентности и радикальных идей, как правило, и возникают специфические
экстремистские, хулиганские и террористические мотивы совершения
правонарушений: вражда и ненависть к некоторым социальным группам и общностям
(рис. 1 – там же).
Но если в учебе, труде и в
общественно-политической жизни экстремальность проявляется преимущественно в
форме нигилистического отрицания существующих институтов и правовых форм, то в
сфере досуга встречаются как радикальный фанатизм и склонность к риску, так и
нигилистическое «избегание усилий»: употребление алкоголя, наркотиков,
виртуальные игры и т.п.
|