Глава 1. Основы банковского регулирования и
надзора
1.1 Законодательная основа банковского
регулирования
Приведем несколько определений банковского надзора, встречающихся в
экономической и юридической литературе.
"Надзор - это процесс внешнего контроля: отслеживания,
наблюдения, проверок и анализа всех параметров деятельности банка, существенных
с точки зрения надзорного органа, включая как характеристики самой деятельности,
так и ее результаты, с целью контроля соблюдения банком и его сотрудниками норм
законодательства, банковских правил, устанавливаемых центральным банком и
внутренними документами самого поднадзорного банка[1]".
"Банковский надзор - это наблюдение Банка России за исполнением
и соблюдением кредитными организациями законодательства, регулирующего
банковскую деятельность, установленных им нормативных актов (в том числе
финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности), а также
применение предусмотренных банковским правом санкций в случае их нарушения[2]".
Большой экономический словарь дает следующее определение надзора за
деятельностью банков - это "комплекс мероприятий, который направлен на
обеспечение регулярного наблюдения и периодических проверок
финансово-хозяйственной деятельности и организации работы в банке и его
учреждениях[3]".
Как мы видим из приведенных дефиниций, надзор некоторые
исследователи отождествляют с контролем, некоторые сводят его лишь к проверке
формальных требований (что не соответствует принятой концепции
риск-ориентированного надзора), некоторые концентрируют внимание на
организационных характеристиках.
Заметим, что по вопросу об объекте банковского надзора среди
исследователей нет единства. Одни авторы под объектом банковского надзора
понимают сами кредитные организации, другие - различные направления
деятельности кредитных организаций. Также иногда в качестве объекта банковского
надзора называют различные виды рисков, присущих банковской деятельности.
Представляется, что в процессе осуществления надзорной деятельности центральные
банки интересует не сама кредитная организация как таковая и не ее
хозяйственная деятельность (так как она является многогранной и представляет
интерес и для других лиц - налоговых органов, таможенных органов, органов
Федеральной службы безопасности и др.). Деятельность кредитной организации
интересует надзорные органы именно с точки зрения соблюдения ею тех норм,
положений и правил, надзор за которыми отнесен к их компетенции.
Объектом банковского надзора как деятельности, на наш взгляд,
является соблюдение кредитными организациями норм банковского законодательства,
норм, устанавливаемых надзорным органом и внутренними документами самих
поднадзорных организаций. То есть объект банковского надзора составляют не все,
а только регулируемые аспекты деятельности кредитных организаций и, как
предписывает концепция риск-ориентированного надзора, зоны повышенного риска. В
связи с этим также следует еще раз подчеркнуть, что Банк России как надзорный
орган не может оценивать деятельность поднадзорных кредитных организаций с
точки зрения целесообразности и давать коммерческим банкам указания, как и
какую деятельность осуществлять на рынке банковских услуг, это определенно не
входит в компетенцию ЦБ РФ.
Как известно, особое место в структуре банковской системы занимает
Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России). Он является
важнейшим субъектом, осуществляющим финансово-правовое регулирование банковской
системы. Его правовой статус представляет интерес, поскольку он имеет
комплексный характер и складывается из отраслевых статусов: конституционного,
финансово-правового, административно-правового и гражданско-правового.
Финансово-правовой статус Банка России представляет собой его
правовое положение, под которым понимается участие главного банковского органа
страны в финансово-правовых отношениях, выражающееся в совокупности функций и
полномочий, направленных на реализацию целей деятельности и задач Банка России.
Именно финансово-правовой статус Банка России представляется
основополагающим с точки зрения:
во-первых, конкретизации норм Конституции РФ относительно основных
функций Банка России;
во-вторых,
как следствие самого назначения Банка России как особого органа государства,
регулирующего финансово-правовые отношения и
|