Глава 1.Теоретические аспекты налогообложения имущества в РФ
1.1.Экономическая сущность налога на имущество
Налог на имущество
предприятий является региональным налогом. Согласно ст. 372 Налогового кодекса
Российской Федерации, а это означает, что сумма платежей по налогу зачисляется
равными долями в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевой,
областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной
бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города
по месту нахождения организации.
Особенностью всех
региональных налогов и налога на имущество в частности, является то, что общие
принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности
устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав
предоставляемых по налогу льгот, определяются законодательством региона.
При введении данного
налога на территории субъектов Российской Федерации преследовались цели:
1) создать у предприятий
заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества;
2) стимулировать
эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия. Таким
образом, для финансов этот налог выполняет стимулирующую и контрольную функцию,
а при пополнении бюджетов федерации и местных бюджетов - фискальную функцию.
Вообще же,
налогообложение имущества, в том числе недвижимого, общепринято в развитых
странах. Поимущественный налог был известен с древнейших времен, когда-то
рассматривался как самый справедливый из возможных налогов. Во все времена
делалась попытка облагать имущество налогом в соответствии с его стоимостью. В
России налог на имущество предприятий в его современном виде - это прямой налог,
который берется от имущественного состояния юридического лица.
При введении
поимущественного налога на территории Российской Федерации преследовались цели:
создать у предприятий заинтересованность в реализации излишнего,
неиспользуемого имущества; стимулировать эффективное использование имущества,
находящегося на балансе предприятия. Таким образом, для финансов этот налог
выполняет стимулирующую и контрольную функцию, а при пополнении бюджетов
федерации и местных бюджетов - фискальную функцию.
Так, в соответствии со
ст.3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Не допускается
установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в
зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места
происхождения капитала.
Все налоги и сборы должны
иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги
и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Не допускается
устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство
Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие
свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров
(работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать
препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и
организаций.
Ни на кого не может быть
возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи,
обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не
предусмотренные данным Кодексом.
При установлении налогов
должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о
налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно
знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Все неустранимые
сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах
толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
На основании изложенных
принципов базируются и основные начала процесса расчета и уплаты налога на
имущество, уплачиваемого юридическими лицами, которые, в соответствии со ст.19
НК РФ, являются налогоплательщиками.
Согласно положениям главы
30 НК РФ, все организации, независимо от формы собственности, обязаны уплачивать
налог на имущество.
Налоговая ставка налога
на имущество установлена в едином размере - не более 2,2%.
В главе 30 НК РФ
определены все элементы налогообложения: субъекты налога, налоговая ставка,
налоговая база, льготы по налогу и порядок исчисления и уплаты налога на
имущество. При этом особенностью налога на имущество является то, что общие
принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности
устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав
предоставляемых по налогу льгот, определяются законодательством региона.
Еще при формировании
современной налоговой системы предусматривалось (и впоследствии было
осуществлено), что имущественные налоги должны относиться к ведению
региональных и местных органов власти, а также стать одним из существенных
источников формирования доходной базы региональных и местных бюджетов.
В связи с переходом к реальной оценке имеющегося в собственности
|