1 Теоретические основы страхования рисков в туризме
1.1 Туризм и его особенности, основные риски туризма
Одним из основополагающих
определений в туризме является «тур-продукт». Результат деятельности туристских
предприятий в виде услуг или их комплекса, предназначенный для продажи на
рынке, обычно называют туристским продуктом. Такой комплекс услуг
воспринимается потребителем как один продукт и приобретается в совокупности всех
его компонентов.
В Федеральном законе
Российская Федерации от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ О внесении изменений в
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации" определяются следующие понятия, относимые
к турпродукту:
- туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и
размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену
стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации
туристского продукта;
- туроператорская деятельность - деятельность по
формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая
юридическим лицом (далее - туроператор);
- турагентская деятельность - деятельность по
продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом
или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
- заказчик туристского продукта - турист или иное
лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный
представитель несовершеннолетнего туриста;
- формирование туристского продукта - деятельность
туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами,
оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы,
перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
- продвижение туристского продукта - комплекс мер,
направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в
специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных
центров, издание каталогов, буклетов и другое);
- реализация туристского продукта - деятельность туроператора
или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом
или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и
(или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Тур является основным видом туристского
продукта в той его форме, которая выступает на рынке туризма. Потребитель ищет
на рынке не отдельные услуги или товары, а наиболее оптимальное, с его точки
зрения, их сочетание, предлагаемое туристскими предприятиями в виде конкретных
туров. При выборе тура туриста, как правило, менее всего интересует, кто
является производителем услуг, формирующих тур. Для него значительно важнее, насколько
количество и качество компонентов тура соответствуют его собственным
представлениям о предпринимаемом путешествии. Потребитель воспринимает
туристское предприятие, предлагающее данный тур, как его производителя, ответственного
за качество и уровень предоставляемых услуг. «В составе турпродукта
туристическая фирма передает туристу комплекс имущественных прав (прав
требования, обязательственных прав), при наличии которых турист вправе
требовать от должников (авиаперевозчика, гостиницы, страховой компании и т.п.)
исполнения обязательств по оказанию соответствующих услуг в пользу туриста».
Туристический
продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу. Туристский
продукт формируется исходя из конъюнктуры туристского рынка или по конкретному
заказу туриста. Турпродукт - комплексное понятие, которое включает три основных
составляющих: тур, туристкая услуга и товары туристско-сувенирного назначения [16,С.23]. Становится ясно, что необходимо
дать определения этим понятиям.
Тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов,
экскурсионные услуги, а также услуги гидов - переводчиков и другие услуги,
предоставляемые в зависимости от целей путешествия. В ГОСТ Р 50690-2000:
Джанджугазова Е.А. Маркетинг в
индустрии гостеприимства: Учеб. пособие для вузов / Е.А.Джанджугазова, 2009. -
224 с.
|