Подводя итог проведенному исследованию можно сделать следующие выводы.
Любое общество строится на отношениях власти и подчинения. Власть рождается самим, общественным процессом, так как это направляющая сила всех социальных явлений. Наличие власти и ее последствия - принуждения - видно во всех отношениях между людьми. То есть везде, где есть общество, там отношения власти и подчинения.
Итак, власть и подчинение - явления общественные, социальные, в них выражается человеческая кооперация, ими строится общество. Власть в социальном смысле - это способность подчинять кого-либо или что-либо своей воле.
Любая власть как атрибут общества - это волевое общественное отношение. В отношениях власти есть субъекты и объекты власти (те, кто осуществляет власть, и те, на кого направлена власть).
В зависимости от способа выражения воли различается непосредственно общественная власть и публичная власть, осуществляемая государством. Таким образом, публичная (государственная) власть является разновидностью общественной власти.
Государственная власть - это система властеотношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения.
Государственной власти присущи следующие признаки; отличающие ее от иных видов общественной власти (например, власти политических партий):
- во-первых, государственная власть уже не осуществляется обществом, а реализуется особым аппаратом, выделившимся из общества, т. е. государственным аппаратом;
- во-вторых, государство как учреждение власти реализует свой собственный, обособленный от общества, «организм». В результате государственная власть становится политической и этим отличается от других видов общественной власти;
- в-третьих, это власть, поддерживаемая законом и потому способная при помощи аппарата и юридических норм делать свои веления обязательными для населения всей страны;
- в-четвертых, это власть суверенная, она самостоятельна и независима ни от какой иной власти;
- в-пятых, это власть легитимная, т. е. получившая юридическое, обоснование и общественное признание.
Государственная власть имеет два основных назначения: управление общественными делами и обеспечение политического порядка.
В отличие от властных методов, применяемых различными негосударственными организациями, только государство осуществляет принуждение, когда это необходимо.
1. Абдуллаев, М.И., Комаров, С.А. Проблемы теории государства и права: учебник / М.И. Абдуллаев, С.А. Комаров. – СПб.: Питер, 2003. – 566 с.
2. Алексеев, С.С. Государство и право / С.С. Алексеев. – М., «Юридическая литература», 1996. – 288 с.
3. Байтин, М.И. Теория государства и права / М.И. Байтин. - Саратов, 2003. – 296 с.
4. Благож, Й. Формы правления и права человека в буржуазных государствах / И. Благож. - М., 1999. – 544 с.
5. Венгеров, А.Б. Теория государства и права. Т. 1. / А.Б. Венгеров. - М., 2004. – 488 с.
7. Конституционное право зарубежных стран. Под ред. Баглая М.В., Лейб Ю.И. - М., 2000. – 620 с.
8. Любашиц, В.Я., Мордовцев, А.Ю., Тимошенко, И.В., Шапсугов, Д.Ю. Теория государства и права: учебник / В.Я. Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В. Тимошенко, Д.Ю. Шапсугов. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 588 с.
9. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. - М., 2004. – 510 с.
10. Мишин М.Е. Конституционное право зарубежных государств - М., 1996. – 582 с.
11. Общая теория государства и права: учебник / под ред. В. В. Лазерева. – М.: Юристъ, 2002. – 518 с.
12. Современные зарубежные конституции. - М., 1992. – 388 с.
13. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. - М.: «Юрист», 1997. – 416 с.
|