ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И СМЕРТИ
1.1.
Тема смерти в духовном опыте человечества
На
протяжении всей своей истории человечество ставило перед собой вопрос о смысле жизни, о
возможности достичь бессмертия. Чем вызван столь неподдельный интерес к этой
проблеме? Человек, превратившись из животного много тысяч лет назад в то
существо, которое нам всем теперь знакомо, приобрел в дар от природы
удивительную особенность: способность мыслить. Мыслить, конечно же, не только в
плане удовлетворения примитивных животных потребностей и инстинктов, но мыслить
абстрактно, на всю мощь использовать свой выдающийся интеллект. Безусловно,
границы миропонимания при этом были значительно расширены. Человек стал
обращать внимание на себя, на себе подобных, на окружающий мир. В его сознании
стало тесниться множество вопросов, возникших по мере постижения сути вещей.
Росли
города, государства, совершенствовался быт, развивалась наука и ремесла...
Человек становился человеком. Но что остается неизменным в нем по сей день?
Только его природная животная форма. Эта оболочка, букет тех инстинктов,
которые обусловили выживание человеческого общества по настоящее время, особенности
физиологического строения, все то, что неразрывно связывает нас с природным
миром. Оставаясь животным по форме, это существо стало человеком по сути. И
теперь уже, подключив мышление к познанию себя и окружающего мира,
абстрагировавшись от своей телесной оболочки, раскрепощенное человеческое
сознание, прежде всего, натолкнулось на следующие вопросы: "Кто или что
"Я"?" Найдя подходящий для себя ответ на этот вопрос, сразу
возникает следующий: "А зачем Я здесь?" И на этот вопрос каждый ищет
приемлемый для себя ответ.
По
мере своего совершенствования человек находит разгадку этих вопросов в
творчестве, духовном и материальном созидании, реализует свои планы и мечты, но
изнурительный труд сказывается на его здоровье, силы покидают человека и
наконец встает перед ним последний вопрос: Неужели все это может кануть в лету?
Неужели один миг способен перечеркнуть все предшествующие годы? Что это за миг?
И больше ничего? Пустота? А в чем же предел моей работы, моего творчества? И
никто не находит для себя другого ответа кроме как в понятии
"смерть".
Природа
наградила человека способностью глубоко мыслить, но не отняла у него
отягощающую все его существо конструкцию, называемую телом. Эта конструкция,
переполненная пороками, страданием, вожделениями, страстями, усугубленная
физическим или интеллектуальным недугом не позволяет раскрепостить полет мысли,
заставляет много сил и энергии тратить на поддержание собственной
работоспособности. А в конечном итоге - неотвратимость конца. Ведь
действительно, весь путь познания и деятельности человека в конечном итоге
упирается в неотвратимость смерти. И стоит ли жить, бороться, преодолевать
трудности, стремиться к своей цели, не зная, достигнешь ли ты ее или нет?
Смерть дышит в затылок каждому. Философы прошлого и современности искали и
продолжают искать ответы на вопросы о смысле жизни и преодоления смерти.
Русская философия всегда была обращена к
конкретному человеку, особенно в своей персоналистической традиции (Бердяев,
Франк, Шестов). Поэтому проблема смерти была существенным предметом её
внимания. Русскими философами было основательно проанализировано развитие
представлений о смерти в истории культуры, роль этих представлений в ней.
Бердяев и Франк показали, что вера в бессмертие души тесно связана с осознанием
того, что такое человек.
В дохристианскую эпоху бессмертием обладали только боги, фараоны, так как они
были божественного происхождения, то есть бессмертным был только
сверхчеловеческий, божественный элемент в человеке. Осознание двойственной
природы человека как состоящего из души и тела, приводит к представлению, что
смертно лишь тело человека, а его душа не умирает со смертью тела, а снова
оживает в другом теле. Но это блуждание души от одной телесной оболочки к
другой воспринималось как наказание за неправедную предыдущую жизнь. Душа
должна освободиться от страданий, связанных с пребыванием в теле, и
вознаграждением является вечная бестелесная жизнь души. Человеческая жизнь
дается душе для очищения и подготовки к вечной жизни; если этого не произойдет,
возможна «повторная смерть» в загробном мире, что влечет за собой начало новой
земной жизни. Немаловажным является и правильное соблюдение обряда погребения:
ведь если не знаешь правильных
|