1. Парламент Российской Федерации
1.1 Понятие, природа и сущность Парламента РФ
В соответствии
со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации
осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и
Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.
В
построении механизма осуществления власти современного российского государства
находит свое отражение один из основополагающих конституционных принципов -
принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ), согласно которому органы
законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, обладают
собственной компетенцией, выполняя присущие им функции. Особая роль
законодательных органов обусловлена, во-первых, порядком формирования, который
требует непосредственного волеизъявления граждан путем участия в выборах и
делает законодательный орган непосредственным выразителем интересов всего
населения; во-вторых, только эти органы обладают исключительным правом
принимать законы и тем самым формировать правовые рамки, на основе которых
функционируют иные органы государственной власти.
Напомним,
что в советский период представительные органы занимали верховное положение на
всех уровнях государственной власти. Все другие государственные органы были им
подконтрольны и подотчетны. Верховный Совет СССР, а позднее и Съезд народных
депутатов СССР, как высший орган государственной власти, мог принять к своему
рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению государства. Соответствующими
полномочиями обладали и верховные советы союзных республик.
Принцип разделения
властей, провозглашенный Конституцией РФ, не предусматривает возвышения одних
органов власти над другими. Представительные, исполнительные и судебные органы,
благодаря действию механизма «сдержек и противовесов», взаимно уравновешивают
друг друга.
Сам
термин «парламент» происходит от латинского «parlare» - говорить, можно считать также,
что этот термин имеет и французское происхождение (pai-ler - говорить). Таким образом,
этимологически в названии данного органа подчеркнута специфика принятия
решений коллегиально - с предварительным обсуждением. Следует, однако, иметь в
виду, что во Франции почти до конца XVIII в. парламентом назывался суд
провинциального уровня. Термин «парламент» для обозначения коллегиального
представительного органа в таком значении впервые был использован в средневековой
Англии (вторая половина XIII в.). Современный парламент - это общегосударственный
представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей
заключается в осуществлении законодательной власти. Другое собирательное
название выборного представительного органа - легислатура (от латинского legislator - законодатель). Под легислатурами
подразумеваются политические институты, власть которых проистекает из того, что
их члены являются представителями общества. Этот термин вошел в употребление в
Англии в XVII в. в ходе затянувшегося конфликта между королем и парламентом по вопросу
о том, кому именно принадлежит законодательная власть, а столетием позже
укоренился в Америке для обозначения представительного собрания,
контролировавшегося колонистами. Другое значение термина «легислатура» - срок
полномочий законодательного органа.
Федеральное
Собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом
РФ (ст. 94 Конституции). Такое определение раскрывает основное назначение
Федерального Собрания в системе органов государственной власти - выступать
представителем всего многонационального народа России и выполнять законотворческие
функции.
Представительная
роль парламента имеет двоякую, обусловленную федеративным устройством
государства, природу, что нашло отражение и в его бикамеральной (двухпалатной)
структуре (ст. 95 Конституции РФ). Одна из палат - Совет Федерации -
осуществляет представительство субъектов РФ, другая - Государственная Дума -
выступает представителем граждан Российской Федерации.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом (ст. 99
Конституции России), что выражается в том, что на протяжении всего созыва или
периода работы палаты вправе собираться и принимать решения
Авакьян С. А. Парламентаризм в России: идеи и решения
// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. - 2006. - № 2. - С. 3-19.
|