ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ
РАЗВИТИЕМ
В РЕГИОНЕ
1.1.Понятие управления социальным
развитием региона
Теория и практика
современного менеджмента формируется в быстроменяющемся социальном
пространстве. Социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных
потребностей и постоянное повышение качества жизни населения давно стали нормой
поведения государства (социальное государство), рыночных отношений (социально
ограниченный рынок), взаимоотношений классов и социальных групп.
В социальном управлении
осознан факт: высокое качество жизни населения — не только цель общественного
развития, но и современный механизм получения высокого качества и надежности
продукции, эффективного решения экономических проблем. В сегодняшней
управленческой практике задаются социальные приоритеты, разрабатываются
социальные технологии (информационная, организационная, административная,
нормативно-правовая).
Управление развитием социальной
сферы региона - это разрабатываемая и осуществляемая органами власти различного
уровня система мероприятий по оптимизации социального развития, по созданию
социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих
свободному и всестороннему развитию каждого человека на основе совершенствования
контролируемой этими органами власти системы общественных отношений
(федеральной, региональной, местной).
Главной целью такого
управления является создание для каждого трудоспособного гражданина условий,
позволяющих ему своим трудом, предприимчивостью поддерживать собственное
благосостояние и благосостояние семьи, при одновременном усилении адресности
социальной поддержки со стороны государства в первую очередь слабозащищенных
групп населения.
Выработка эффективных мер
управления социальным развитием предполагает использование соответствующей
системы оценок и показателей развития социальной сферы. Очень важно использовать
при оценке действенности социальной политики критерии, адекватные ее сути и
содержанию.
Такими критериями в первую
очередь являются уровень и качество жизни населения региона. Именно они
наиболее адекватно отражают степень социальной направленности проводимых в регионе
экономических реформ. Согласно принятой ООН международной концепции уровня
жизни, он определяется следующими понятиями и соответствующими показателями:
здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и условия
труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное
время, права человека.
Концепция качества жизни
обращает внимание на совокупность условий, определяющих физическое, умственное
и социальное благополучие человека или группы людей. Причем речь идет не только
о внешних факторах, обеспечивающих благополучие человека (питание, жилище,
занятость, обслуживание, образование и т.п.), но и в не меньшей степени о
субъективном понимании благополучия и таких жизненных состояний, как
удовлетворение, удовольствие, счастье.
Так, необходимым
компонентом жизненной удовлетворенности является удовлетворенность состоянием
здоровья, семейными отношениями, работой, домашними условиями, финансовым
положением, возможностями получения образования, самооценкой, способностью к
созиданию и пр.
Таким образом, концепция
качества жизни включает все аспекты взаимосвязи человека с окружающей средой,
т.е. аспекты, характеризующие степень удовлетворения потребностей и соответствия
между ожиданиями и осознанием реальности.
В этом случае логика управления
развитием социальной сферы региона предполагает решение многофакторной
управленческой задачи: как при имеющихся ресурсах обеспечить максимальное
приращение наиболее значимых показателей уровня и качества жизни, которое
разделялось бы населением и отражалось бы в общественном мнении?
Формирование региональных
систем управления, в том
числе и социальной сферой –
достаточно новое явление
в России, поскольку
до начала рыночных реформ регион
не являлся самостоятельным носителем социально-экономических отношений
и практически не
представлял собой самостоятельный субъект региональной
политики, при этом региональные проблемы социального развития существовали всегда,
и на уровне региона осуществлялась
реализация социальной политики
по установленным на федеральном
уровне принципам.
Управление социальной сферой регионов по своему содержанию сочетает в
себе и общегосударственные начала, и региональные особенности. Разумеется,
региональные особенности социальных процессов требуют адекватного отражения при
определении мер общегосударственного регулирования социальной сферы. Вместе с
тем конкретные задачи социального развития
|