1. Теоретические
основы разработки финансовой стратегии организации
1.1
Сущность и значения финансовой стратегии в организации
Стратегия – совокупность
взаимосвязанных решений, определяющих приоритетные направления ресурсов и
усилий организации по реализации его миссии [19, с. 14].
Анализ литературы
зарубежных авторов демонстрирует , что стратегия - это генеральное направление
действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно
привести к ее цели. Стратегия концентрирует внимание на том, «что организация
делает и чего не делает», «что более важно и что менее важно в осуществляемой
организацией деятельности» [25 с. 152]
Стратегические изменения
носят системный характер и затрагивают организационную структуру и
организационную культуру. Но всякие изменения встречают сопротивление. Чтобы
его преодолеть, требуется:
·
вскрыть,
проанализировать и предсказать какое будет сопротивление;
·
уменьшить
его до возможного минимума;
·
установить
статус-кво нового состояния.
Для выполнения стратегии необходима
мобилизация потенциала:
·
распределение
во времени;
·
распределение
финансовых ресурсов;
·
оценка
и удержание источников поступления капитала.
Стратегические цели
обозначают ее состояние на период действия разрабатываемой стратегии.
Стратегические цели ориентируют руководителей организации на получение
конкретных результатов в конкретный отрезок времени. Своим содержанием они
должны поддерживать миссию предприятия и отвечать следующим требованиям: быть
конкретными, измеримыми, достижимыми, насущными, уместными и рассчитанными во
времени.
Цели могут
устанавливаться как в количественном выражении, так и в качественном. Например, цели, намеченные для финансовых
показателей, таких как прибыль, объем продаж, будут количественными. Некоторые
цели характеризуются показателями, которые имеют нематериальный характер и с
трудом поддаются точной количественной оценке. Это, например, эффективность
работы, удовлетворенность своей работой и должностью, преданность делу,
обязательность. Эти цели стоит отнести к качественным.
Ценность стратегических
целей определяется тем, в какой степени они определены в количественно
измеряемых показателях.
Ключевую роль в системе
стратегических целей организации играет основная стратегическая цель продаж или
стратегия продаж, которая определяет содержание других стратегических целей
организации.
Разработка системы
стратегических целей организации предполагает декомпозицию основной
стратегической цели продаж на цели отдельных видов деятельности организации, ее
основных линейных и функциональных подразделений.
Выделяются цели по
критериям содержания поставленных задач и по времени реализации. По первому
критерию различаются финансовые и стратегические цели, по второму -
краткосрочные и долгосрочные цели.
В реальных условиях
функционирования организации достаточно часто возникают ситуации, когда
менеджеры должны сделать выбор между достижением краткосрочных финансовых
результатов и упрочением положения организации в долгосрочной перспективе и
получением стабильных доходов в будущем [25, с. 153].
Проблема выбора между
достижением краткосрочных текущих и долгосрочных стратегических целей является
одной из центральных проблем стратегического управления. Всегда есть соблазн
отдать приоритеты краткосрочным результатам. Однако практика полна примеров,
когда руководители, увлекающиеся краткосрочными результатами, сами загоняют
себя в ловушки [26с. 141].
Приоритет долгосрочных
стратегических целей по сравнению с краткосрочными и текущими не означает
принижение роли последних. Дело в том, что каждая из этих целей решает свои
задачи и взаимно дополняет друг друга.
Являясь
частью общей стратегии экономического развития предприятия финансовая стратегия
носит по отношению к ней подчиненный характер и должна быть согласована с ее
целями и направлениями. Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает
существенное влияние на формирование общей стратегии экономического развития
предприятия [19, с. 14].
Это связано с тем, что основная цель общей стратегии — обеспечение
высоких темпов экономического развития и повышение конкурентной позиции
предприятия связана с тенденциями развития соответствующего товарного рынка
(потребительского или факторов производства). Если тенденции развития товарного
и финансового рынков не совпадают, может возникнуть ситуация, когда цели общей
стратегии развития предприяти
|