Глава 1. Теоретические основы формирования организационных структур
администраций муниципальных образований.
1.1. Место и роль органов местного
самоуправления в управлении муниципальным хозяйством
Рассматривая вопросы управления
муниципальным хозяйством, невозможно полностью отделить их от вопросов местного
самоуправления, так как управление муниципальным
хозяйством — лишь одна из функций местного самоуправления. Поэтому, переходя к
субъекту управления муниципальным хозяйством,
будем говорить об органах местного самоуправления в целом, выделяя по мере необходимости специализированные
органы или хозяйственные функции органов общего назначения. Каждый из этих
органов в той или иной мере имеет отношение к управлению муниципальном
хозяйством.
В широком смысле местное
самоуправление, а следовательно и управление
муниципальным хозяйством осуществляется населением, жителями локальной
территории. Существуют различные термины для обозначения населения,
проживающего в границах муниципального образования и объединенного общими интересами (территориальный коллектив, община, коммуна и т. п.); мы
используем в дальнейших рассуждениях термин "местное сообщество” как уже
получивший устойчивое распространение.
Под муниципальным образованием
понимается населенная территория, в пределах
которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная
собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Такими
территориями могут быть:
любое городское или сельское
поселение (город, поселок, село, деревня, станица,
хутор); часть поселения (район в городе);
несколько поселений, объединенных
общей территорией (сельсовет, волость, сельский
округ, район, уезд).
В каждом конкретном случае территории
муниципальных образований устанавливаются с учетом
исторических и иных местных традиций (так, в соответствующих
законах республик в составе РФ часто используются
национальные названия муниципальных образований: кожууны,
сумоны, арбаны, улусы
и т. п., представляющие собой территориальные или
поселенческие объединения населения — местного сообщества), а также с учетом способов хозяйствования (кочевой,
хуторской), географических особенностей и сложившейся коммунальной и социальной
инфраструктуры[1].
Реализация населением права на
местное самоуправление, в том числе и на управление муниципальным хозяйством,
возможна либо непосредственно, либо через
создаваемые местным сообществом органы местного самоуправления и должностных лиц. Можно рассматривать местное сообщество в целом как представительный "квазиорган”,
имея ввиду, что существуют процедуры принятия решений в формах прямого
волеизъявления (местный референдум, сход). Сход для небольших сельских
поселений, где по различным соображениям нет необходимости избирать
представительные органы, может быть довольно
устойчивой и систематически применяемой формой волеизъявления. В крупных
поселениях, особенно в городах, а также в
муниципальных образованиях, объединяющих несколько поселений, прямое участие
населения в оперативном управлении муниципальным хозяйством нецелесообразно,
точнее, практически невозможно.
Поэтому, оставляя за непосредственными
формами прямого волеизъявления населения (местный референдум, сход и т. п.)
право на принятие решений по принципиальным, наиболее существенным вопросам
местного значения (приобретение, создание,
отчуждение и перепрофилирование наиболее значимых объектов муниципальной
собственности, принятие планов и программ развития муниципального образования),
необходимо признать, что регулярная, повседневная
|