Глава 1. Принятие государственных решений как
комплексный политико-административный процесс
1.1 Сущность и содержание процесса
принятия государственных решений
Государство – это
организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению
конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных) в
пределах определенной территории.
Центральным институтом
политической системы является государство. В его деятельности концентрируется
основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в
двух значениях. В широком смысле государство
понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей
власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле,
понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на
определенной территории.
Государства разных
исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют
некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них,
хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою
достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:
Отделение публичной
власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление
слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от
родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.
Территория,
очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства
распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно
строится не по кровнородственному или
религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической
общности людей.
Суверенитет, т.е.
верховная власть на определенной территории.
В любом современном обществе имеется множество властей: семейная,
производственная, партийная и т.д. но высшей властью, решения которой
обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство.
Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего
населения.
Монополия на легальное
применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения
простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека.
Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода,
определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций
принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.),
а также органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
Право на взимание
налогов и сборов с населения. Налоги
необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального
обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и
т.д.
Обязательность членства
в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия,
пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения,
государственное гражданство человек получает с момента рождения.
Претензия на
представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.
Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не
претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого
необходимыми средствами.
На протяжении истории человечества
отмеченные признаки государства не оставались неизменными. Они
трансформировались в структуре институтов государственной власти, их
специализации и дифференциации (см. рис.1)
прпр
Рисунок
1. Структура государства
Определение общих признаков государства
имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для
международного права.
Государство – субъект
международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или
иные организации признаются субъектами международного права и наделяются
соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве
выделяются три минимальных признака государства: территория, народ,
объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть,
осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и
населения.
Функции государства
можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним функциям можно отнести:
1). Консолидацию
общества;
2). Обеспечение
общественной безопасности;
3). Принятие и
реализацию законов;
4). Поддержание
общественного порядка;
5). Разработку
национально-государственной идеи;
6). Формирование
нормативно-ценностного универсума;
7). Регулирование
экономических, социальных и политических от ношений;
8). Создание необходимых
условий для развития культуры.
К внешним функциям
относятся:
1). Защита
государственных интересов на международной арене;
2). Поддержание
обороноспособности страны на необходимом уровне;
3). Участие в решении
глобальных проблем;
4). Развитие взаимовыгодного
экономического и политического сотрудничества.
Сложность рассмотрения этой проблемы усугубляется
тем, что изучение феномена теневых политических решений, как и теневой практики
в целом, весьма затруднено. Характерная черта для политической жизни России: о
теневой политике, о принимаемых теневых решениях вспоминает тот и тогда, кто и
когда начинает нести от них какой-либо ущерб. До этого момента такой актор не
только молчит, но и сам активно участвует в теневых политических `процедурах`.
Информация появляется
|