ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
1.1.Понятие кадровой системы
муниципальной службы
Кадры муниципального
управления - это совокупность работников, профессионально выполняющих функции муниципального
управления или способствующих их
осуществлению, а также обеспечивающих управление муниципальным
хозяйством.
Квалификация кадров,
понимание работниками своих задач и отношение к делу являются решающими
факторами эффективности муниципального управления. В органах местного самоуправления
работают много специалистов высокой квалификации, с большим опытом в своих сферах,
но воспитанных в старых традициях административно-командной системы. Они не воспринимают
собственную деятельность как специфическую муниципальную управленческую деятельность
и используют в своей работе подходы, характерные для управления хозяйственными структурами
(ориентированными на максимизацию дохода или прибыли) или структурами
государственного управления. Причины такого положения дел - это прежде всего недолгая
история муниципального управления в России и несовершенная система подготовки, переподготовки
и повышения квалификации муниципальных кадров.
Основной костяк кадров
муниципального управления составляют муниципальные служащие.
Кадры муниципального
управления входят в более широкую категорию "кадры управления", профессиональная
деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением функций
по управлению социально-экономическими процессами. По существующей классификации
кадры управления подразделяются на три группы в соответствии с участием в подготовке,
принятии и реализации управленческих решений:
- руководители;
- специалисты;
- вспомогательно-технический
и обслуживающий персонал.
Руководители в зависимости от объема и характера
реализуемых функций дифференцируются на линейных и функциональных. Линейные
руководители отвечают за реализацию всех функций по управлению конкретным подразделением
или организацией в целом (глава администрации, начальник управления по ЖКХ и т.д.).
Функциональные руководители отвечают за реализацию определенных функций и
возглавляют соответствующие функциональные службы (начальник комитета (отдела)
по экономике, начальник отдела по управлению имуществом и т. д.).
Функциональные руководители, подчиняясь непосредственно своему линейному
руководителю, одновременно функционально по ряду специальных вопросов
подчиняются соответствующему функциональному руководителю.
Наиболее многочисленную
группу составляют специалисты. К ней относятся
работники, непосредственно участвующие в разработке, подготовке и реализации
конкретных управленческих решений. Основной результат их труда - создание новой
информации, необходимой для осуществления процессов управления.
К группе обслуживающего
персонала относятся работники, отвечающие за своевременную
техническую обработку информации: упорядочение, учет, хранение, размножение,
выдачу, пересылку и т. д. В эту группу входят секретари, операторы ЭВМ,
курьеры и т.д.
Конкретный состав кадров
администрации муниципального образования
определяется ее штатным расписанием.
С учетом занимаемой
должности предметом деятельности муниципального менеджера может быть выполнение
собственно управленческих (руководящих), исполнительских и контрольных функций
в различных соотношениях.
Ключевое значение в
процессах кадрового обеспечения и развития кадрового потенциала муниципальной
службы с учетом перечисленных профессиональных требований и этических норм имеет
деятельность, связанная с формированием и эффективным использованием кадров муниципального
управления. Ее главные компоненты представлены на рис.1.1.
Рис. 1.1. Основные компоненты
кадрового обеспечения
муниципального управления
Таким образом, система работы
с кадрами муниципального управления - деятельность, связанная с формированием и
эффективным использованием этих кадров. И главные элементы системы работы с
кадрами: требования к кадрам, подбор, оценка и расстановка кадров, подготовка и
повышение их квалификации.
Современное состояние
кадрового потенциала муниципального управления далеко не в полной мере
соответствует предъявляемым требованиям. Социологические обследования,
выполненные в различных регионах России, свидетельствуют о том, что
значительная часть работников, занятых в сфере муниципального управления, либо
не имеют должной профессиональной подготовки, либо не обладают сколько-нибудь
значительным опытом работы в органах муниципального управления.
Причины такого положения
дел достаточно очевидны — это и недолгая история муниципального управления в
Российской Федерации, и все еще не сложившаяся в полной мере система
подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и
т.д.
Выход из создавшегося
положения следует искать, прежде всего, в организации профессиональной
подготовки, которая представляет собой целевое, конкретно направленное
обучение, конечная цель которого — обеспечение органов муниципального
управления достаточным количеством муниципальных служащих, чьи профессиональные
качества в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к муниципальным
служащим.
Сразу отметим, что
проблема квалификации персонала сложна и неоднозначна, независимо от того, идет
ли речь об уровне квалификации или о личных качествах муниципального служащего.
Определить уровень желаемой квалификации — значит ответить на вопрос, какой
объем знаний, навыков и умений должен иметь служащий и какого рода способностями
и личностными качествами он должен обладать.
Особое место в процессах
формирования кадрового потенциала муниципальной службы занимает "входной
контроль", осуществляемый при приеме на муниципальную службу. Так, в
частности, в большинстве стран при приеме на муниципальную службу действуют
особые критерии, например, гражданство, наличие гражданских прав, минимальный и
максимальный возраст, состояние здоровья, моральный облик. В ряде стран в
качестве общего условия предусмотрена лояльность по отношению к стране,
конституции и существующему политическому режиму. Эти критерии оправданы в случае,
когда должность связана с осуществлением государственной власти.
Компетентность характеризует способность работника к эффективной
реализации в практической деятельности социальных и профессиональных знаний.
Отметим при этом, что знания сами по себе необходимы, но не достаточны для
успешной работы руководителя и специалиста. Служащие должны уметь применять
свои знания, иметь навык их использования в практической
|