Итак, в 518 г. на трон взошел начальник дворцовой стражи Юстин I (518-527). Он происходил из бедной крестьянской семьи, но благодаря своим способностям (он стал весьма дельным генералом) сделал фантастическую карьеру. До конца дней своих он так и не научился грамоте и подписывался через прорезь в золотой табличке. Сам по себе императором он был никаким, но у него было два очень больших достоинства: его православие и его племянник. На самом деле Империей управлял племянник Юстина Юстиниан (Флавий Петр Савватий Юстиниан), получивший благодаря своему дяде великолепное образование. Родом Юстиниан был из небольшого городка близ Скопье. По происхождению он был славянином, но романизированным, так как его родным языком был латинский. Образование он получил в Константинополе и поэтому, естественно, в совершенстве владел греческим. Когда его дядя взошел на престол, Юстиниану было 36 лет. 1 апреля 527 г. Юстин сделал Юстиниана императором-соправителем, а после его смерти в том же году началось долгое единоличное правление Юстиниана I (527-565). Сразу же по пришествии к власти Юстин начал вести прохалкидонскую политику. Юстиниан продолжил эту политику, еще более радикально вводя религиозное единообразие по всей Империи.
Юстиниан стал, наверное, самым знаменитым византийским императором, но, несомненно, и самым противоречивым. Его придворный историк Прокопий оставил нам две истории правления императора. Одна - парадная: «История войн Юстиниана» и «Трактат о постройках Юстиниана», наполненная безмерными восхвалениями; другая - так называемая «Тайная история», где собраны все сплетни и грязь об императоре и его жене. Наверное, как и всегда, истина находится посередине.
Юстиниан всю жизнь служил великой идее Римской империи и принес ей в жертву все, что имел, и даже то, чего не имел. Империя заплатит дорогую цену за воплощение в жизнь великих идей императора. К концу его царствия ресурсы были истощены. Так что, при всех блестящих успехах его правления, в конце концов крах был неизбежен.
Основным принципом мировоззрения Юстиниана было единство: единство Империи, единство Церкви и вообще всеобщее единство. Прежде всего это выражалось в римском универсализме, который и был причиной и основным движущим мотивом отвоевания Юстинианом Запада у варваров. Юстиниан был зачарован великим прошлым Рима и не мог удовлетвориться номинальным признанием варварскими правителями первенства Константинополя. Первой задачей, вставшей перед Юстинианом после восшествия его дяди на престол, было восстановление единства с Римом. Он уже тогда планировал свои походы по отвоеванию у варваров Италии, и поддержка папства для него была вопросом первоочередной важности.
Но, как бы то ни было, единство с Римом было восстановлено. Однако это был лишь самый первый шаг Юстиниана для восстановления религиозного единства. Большинству «восточных» было очень трудно согласиться с настойчивым требованием Рима, что правая вера была адекватно и со всей полнотой выражена томосом папы Льва и соборным определением. Для них критерием православия в данном вопросе был, прежде всего, св. Кирилл - и не только среди монофизитов, но и среди халкидонцев, и в особенности тех, кто с такой легкостью принял «Энотикон».
1. Азаревич Д. История византийского права. Ч. 1 — 2. Ярославль, 1876 — 1877.
2. Васильевский В. Г. Труды. Т. IV. («Законодательство иконоборцев»). Л., 1930.
3. Византийская книга Эпарха/Вступит. статья, пер. и коммент. М. Я. Сюзюмова. М., 1962.
4. Византийский земледельческий закон/Под. ред. И. П. Медведева. Л., 1984.
5. Диль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в VI в. СПб., 1908.
6. История Византии/Под. ред. С. Д. Сказкина. М., 1967. Т. I — III.
7. Каждан А. П. Василика как исторический источник. Византийский временник, т. XIV, 1958.
8. Курбатов Г. Л. История Византии (от античности к феодализму). М., 1984.
9. Липшиц Е. Э. Византийский земледельческий закон и его судьбы в средневековых балканских государствах. М., 1966.
10. Липшиц Е. Э. Византийское право в период между Эклогой и Прохироном (Частная распространенная эклога)//Византийский временник, т. 36, 1974.
11. Липшиц Е. Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX — X вв. М., 1981.
12. Липшиц Е. Э. К истории закрепощения византийского крестьянства в VI в. (Эволюция законодательства о колонате в 505 — 582 гг.)//Византийские очерки. М., 1971.
13. Липшиц Е. Э. О социальной сущности судебной реформы VIII в.//Византийские очерки. М., 1961.
14. Липшиц Е. Э. Право и суд в Византии в IV — VIII вв. Л., 1976.
15. Литаврин Г. Г. Византийское общество и государство в X — XI вв. М., 1977.
16. Литаврин Г. Г. Проблема государственной собственности в Византии X — XI вв.//Византийский временник, т. 35, 1973.
17. Литаврин Г. Г. Русь и Византия в XII в. — Вопросы истории, 1972, № 7.
18. Морской закон. Пер. М. Я. Сюзюмова. Античная древность в средние века. 1969, 6.
19. Поляковская М. А. Общественно-политическая мысль Византии (40-е — 60-е гг. XIV в.). Свердловск, 1981.
20. Проблемы развития феодальной собственности на землю. Средние века. М., 1979.
21. Сборник документов по социально-экономической истории Византии/Под ред. Косминского Е. А. М. — Л., 1051.
22. Удальцова Э. В., Литаврин Г. Г. Древняя Русь и Византия. М., 1980.
23. Эклога. Византийский законодательный свод VIII в./Вступит. статья, пер., коммент. Е. Э. Липшиц. М., 1965.
|