У греков изучение права
еще не выделялось как особая отрасль научного знания. Греческие мыслители не
оставили нам специальных исследований о праве. Но влияние их философских
учений, особенно их этических и политических теорий, на все последующее
развитие научного звания, в частности, и на науку права, было очень велико, и
потому для полноты изучение истории философии права необходимо начать с
греческой философии, где собственно юридические вопросы еще не обособлялись от
вопросов этики и политики.
Самостоятельное
философское выяснение оснований нравственности и права было выдвинуто в Греции
впервые собственно в половине пятого века софистами. Они первые отнеслись
критически к установившимся традиционным началам права и нравственности и тем
вызвали необходимость их общего научного объяснения и обоснования.
Первоначальной основой
воззрений софистов послужило учение Гераклита Темного, жившего приблизительно
между 530-470 годами. Он
отрицал существование чего-либо вечного, постоянно, неизменно сущего. По его
учению, все изменяется, все только возникает и опять исчезает в непрерывной
игре вечного мирового движения.
Нет в мире, говорит он,
ничего твердого, пребывающего; все непрерывно изменяется подобно реке, в
которой новые волны все заменяют прежние. Ничто не остается таким, каким оно
есть; все переходит в свою противоположность; все становится из всего. День то
бывает короче, то длиннее, как и ночь. Жар и сырость сменяют друг друга. Солнце
то ближе, то дальше. Когда освещается подземный мир, то мир надземный лежит во
мраке. Видимое переходит в невидимое и наоборот: одно занимает место другого.
Полезное и вредное, верхнее и нижнее, начало и конец, смертное и бессмертное -
все это совместно. Все становится всем: из живого делается мертвое, из мертвого
- живое, из молодого - старое, из старого - молодое, из бодрствующего - спящее
и из спящего - бодрствующее. Ток возникновения и прехождения непрерывен: на нем
и основана жизнь. Ничто не есть такое или иное, но все становится таким или
иным в живом течении природы. Миротворящая сила подобна ребенку: играя, он то
собирает, то разбрасывает камешки, то собирает песок в кучу, то рассыпает его.
Эти непрерывные и вечные изменения порождают противоположности и опять сливают
их; из борьбы противоположностей возникают единичные вещи, борьба - отец и царь
всего.
Если так, если все течет,
движется, ничто не остается, то в мире нет ничего абсолютного, все
относительно. Применяя этот принцип к отношениям человека к окружающему его
миру, софисты естественно пришли к отрицанию каких-либо объективных принципов,
признав в лице Протагора самого человека мерою всех вещей. Подобное отнесение
всего к субъективному представлению и субъективному суждению отдельных
личностей, конечно, должно было в учении о нравственном долге и о праве
привести к совершенно отрицательной теории.
Впрочем, такой характер
учение софистов получило не сразу. Старейшие софисты, как Протагор и Продик,
гораздо умереннее своих последователей.
Платон влагает в уста Протагора миф, долженствующий изображать его
воззрения на право. Когда для рождения живых существ пришло назначенное судьбой
время, боги образовали их из смеси огня и земли и поручили Эпиметею и Прометею
наделить их нужными свойствами, чтобы ни одна порода не могла уничтожиться.
Эпиметей упросил Прометея предоставить это дело ему одному. Но так как он, по
свидетельству собственного его имени, был задним умом крепок, то роздал все
неразумным животным, и на долю человека ничего не осталось: он оказался голым,
без копыт, без крыльев. На помощь в этой беде пришел Прометей, добывши для
человека у Гефеста и Афины огонь и
|