1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПЕНСИОНЕРОВ
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения
Социальная политика в
нашей стране является важным комплексом социально-экономических мер,
направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д.
Проблема социальной защиты населения защиты ложится на государство. Современное
правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который
учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием,
которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение
на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других
способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.
Необходимость социальной защиты вытекает из наличия общественной
потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих
социальное несовершенство организации производства материальных
благ и их распределения. Следовательно, сущность
социальной защиты состоит в законодательном обеспечении экономических,
политических, социальных и иных прав,
свобод и интересов граждан.
В мировой
практике обозначились два подхода к решению проблемы социальной защиты граждан. В развитых капиталистических странах господствует
позитивный подход, т.е. социальная защита признается и практикой
были выработаны соответствующие механизмы ее решения.
В этих странах достигнута защищенность высоких стандартов. Она явилась
результатом взаимодействия многих факторов, главные из которых следующие: функционирование
экономики на основе рыночного механизма; постоянное
проведение в страде эффективной законотворческой деятельности;
деятельность правительства, направленная на обеспечение функционирования
принятых законодательных актов; взаимодействие
предпринимателей и профсоюзов в решении социально-экономических
проблем [23].
В бывших социалистических странах господствовал негативный подход,
т.е. проблема социальной защиты как
объективная необходимость
существовала, но, по политическим и идеологическим мотивам не
признавалась. Считалось, что в обществе, строящим коммунизм,
все социально-экономические проблемы решаются автоматически. Субъекты
социальной защиты функционировали формально. Их роль
«выполняла» руководящая коммунистическая партия, которая не
признавала существование объективной необходимости в создании системы законов,
обеспечивающих социальную защиту граждан. Она стремилась превратить все
общество в единое учреждение, единую фабрику
с равным трудом и равной
оплатой.
Коренные
изменения в социальной политике государства в условиях жестких бюджетных
ограничений могут быть успешными лишь при условии введения новых механизмов
функционирования социального сектора и их совершенствования по мере создания
экономических предпосылок. Государство стоит перед необходимостью постоянно и
последовательно трансформировать систему социальной защиты.
Социальная защита
пенсионеров - это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для
граждан пожилого и старческого возраста, базирующихся на принципах
человеколюбия и милосердия по отношению к нуждающимся членам общества со
стороны государства. Социальная защита пожилых и старых людей включает в себя
все юридические и практические действия в их интересах.
Механизм социальной
защиты старых людей реализуется на государственном и региональном уровнях.
Государственный уровень
социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно
установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными
нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей
решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх
государственного. По усмотрению местных органов возможно установление
региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве.
Принято положение о территориальной социальной службе, которая предназначается
для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание
жизнедеятельности пожилых и старых граждан, остро нуждающихся в социальной
защите. Особенность социальной политики государства в современных условиях
состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых
и старых людей непосредственно на места.
Социальная защита
населения пожилого и старческого возраста состоит из профилактики, поддержки и
представительства. Профилактика ставит своей целью сохранение благосостояния
старого человека, уменьшив или устранив факторы риска, и тем самым предотвращение
его помещения в стационарные учреждения социального обслуживания. Поддержка
представляет собой помощь, необходимую пенсионеров для сохранения максимально
возможного уровня самостоятельности.
Представительство –
защита интересов старых людей, признанных недееспособными, от их имени, для
оказания необходимой помощи. Старые люди нуждаются в гарантированном обеспечении
своих жизненно важных потребностей: в надежном жилье, полноценном питании,
создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования
остаточной трудоспособности, человеческом общении и внимании, охране здоровья,
медико-социальном уходе, а также достойном погребении после смерти. А.А. Козлов
подчеркивает, что в государстве должна быть стратегия социальной защиты,
которая складывалась бы из следующих элементов:
- селекции (отбора),
которая подразумевает поиск основных или стратегически важных составляющих
жизни человека, утраченных в связи с возрастом. Индивидуальные запросы должны
быть приведены в соответствие с реальной действительностью, что позволило бы
старому человеку испытывать чувство удовлетворения и контролировать свою
повседневную жизнь;
- оптимизации,
заключающейся в том, что пожилой человек находит для себя новые резервные
возможности, оптимизирует свою жизнь как в количественном, так и, качественном
отношении;
- компенсации, состоящей
в создании дополнительных источников, возмещающих возрастную ограниченность в
адаптационном процессе.
По мнению А.А. Козлова,
если общество будет готово к принятию подобной стратегии социальной защиты, то
результативность и общественная полезность все возрастающего числа лиц
старческого возраста умножится многократно.
На данном этапе
социального развития особого внимания заслуживает анализ потребностей старых людей
в различных видах медико-социальной и бытовой помощи и разработка новых форм и
методов организации такой помощи. Разрешение социально-экономических,
семейно-бытовых, эмоционально-психологических проблем старых людей требует
объединения усилий государственных и негосударственных структур, широких слоев
общественности и, конечно, самих старых людей.
В установлении такого единства инициативная и
главенствующая роль должна принадлежать орган
|