Статистика


Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [474] Курсовая [191]
Реферат [160] Разное [52]
Отчет по практике [7]




Чт, 23.01.2025, 23:56
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Юридические науки » Диплом [ Добавить материал ]

2758. Невменяемость в Российском уголовном праве
Диплом | 08.02.2012, 17:56
Год 2011.
Стоимость 3500.

ОГЛАВЛЕНИЕ
    с.
ВВЕДЕНИЕ    3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ    7
«НЕВМЕНЯЕМОСТЬ»    7
§ 1. Философско-психологические и правовые основы невменяемости    7
§ 2. Понятие невменяемости в  уголовном  праве зарубежных стран    11
§ 3. Формирование института невменяемости в отечественном праве    22

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ  «НЕВМЕНЯЕМОСТЬ» В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ    35
§ 1. Критерии невменяемости    35
§ 2. Общественная опасность невменяемых лиц и уголовно-правовая  
       квалификация их деяний    45
§ 3. Правовые основы применения принудительных мер медицинского характера    54

ГЛАВА 3.  УМЕНЬШЕННАЯ (ОГРАНИЧЕННАЯ) ВМЕНЯЕМОСТЬ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ    60
§ 1. Понятие уменьшенной вменяемости в науке уголовного права россии    60
§ 2. Проблемы применения уменьшенной вменяемости    65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    73

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК    78

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….87

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ

«НЕВМЕНЯЕМОСТЬ»

§ 1. Философско-психологические и правовые основы невменяемости

В основе уголовно-правовых понятий «невменяемость», «вменяемость» лежит общефилософская категория свободы воли, т.е. свободы распоряжаться своими действиями, выбирать характер и род поступка. Философское рассмотрение свободы воли в целом развивалось в свете двух противостоящих друг другу взглядов – индетерминистических и детерминистических. Античные философы нередко отождествляли свободу воли со свободой действий, понимая под ней, как например, Аристотель, такую волю, осуществлению которой не мешают препятствия[М1] [1]. Свобода воли сводилась к беспричинности действия, хотя тот же Аристотель, допускал элемент фатализма.
Христианско-фаталистическое учение, ставившее проблему свободы воли в плане самоопределения человека по отношению к Богу, парадоксальным образом сосуществовало со свободой человеческой воли. Теории св. Августина и Фомы Аквинского характеризовали свободу воли как безраздельное подчинение велениям Бога и одновременно признавали доминирующую силу воли, управляющую действиями души[М2] [2].
Индетерминисты, абсолютизируя свободу воли и считая ее самопричинной поведения, утверждали, что только признание воли абсолютно свободной позволяет обосновать ответственность, которую исключает неизбежность. Так, А. Шопенгауэр утверждал, что сама по себе воля бессознательна и представляет «слепой, неудержимый порыв ...». Интеллект, который есть лишь орудие воли, только a posteriori узнает ее решения, поэтому только, кажется, что для воли существуют два противоположных решения. Оба они только кажутся одинаково возможными – «человек не может уклониться от поступков, которые должен совершить[М3] »[3].
Более распространены были смешанные, эклектические доктрины свободы воли. Наибольший интерес представляют работы Э. Канта и                   Г.В. Гегеля, способствующие становлению классической школы уголовного права. С точки зрения Э. Канта[4], человек как разумное существо обладает свободой воли, но в эмпирическом мире, где господствует естественная необходимость, воля его причинно обусловлена. При невменяемости человек  свободной волей он не обладает. Гегель также  рассматривал свободу воли как необходимое условие вменения в вину лицу совершенного им неблаговидного поступка. Он, в отличие от Э. Канта, не противопоставлял свободу и необходимость, а наоборот, пытался показать их взаимосвязь. Человек, считал Г.В. Гегель, тогда становится свободным, когда познает законы необходимости. Если для философии Э. Канта был характерен разрыв между мышлением и волей, то гегелевской философией он отвергался в принципе. Г.В. Гегель исходил из признания единства воли и мышления. Воля, с его точки зрения, есть мышление, превращающее себя в наличное бытие, следовательно, в волевом действии обязательно содержится уже осмысливание предмета: «...не надо представлять себе, - писал Гегель в «Философии права», - что человек является, с одной стороны, мыслящим и, с другой стороны, волящим, что у него в одном кармане мышление, а в другом воля, ибо это было бы пустым представлением. Различие между мышлением и волей есть лишь различие между теоретическим и практическим отношением; но они не представляют собою двух способностей, так как воля есть способ мышления[М4] [5]». Основным качеством воли, с точки зрения                   Г.В. Гегеля, является свобода. «Воля без свободы представляет собой пустое слово, и точно так же и свобода действительна лишь как воля». Свобода воли, по мнению философа, есть самоопределение нашего «Я», при котором воля желает нечто определенное и при этом остается независимой от случайных определений конкретно-эмпирического мира, поскольку она берет свое определенное содержание из всеобщего, разумного. Положения теории Г.В. Гегеля, приведенные выше, позволяют сделать вывод о том, что наличие разума и воли, по мнению философа, является самым общим условием вменения. Сущность же состояния невменяемости Г.В. Гегель видит в такой степени «неопределенности власти и силы самосознания и благоразумия», которая приводит к тому, что лицо не может быть признано мыслящим и волящим. Указывает он и на возможные причины признания такого состояния: «Неопределенность, - отмечал философ, - которая, однако, может приниматься во внимание лишь тогда, когда речь идет об идиотизме, сумасшествии и т.п. и о детском возрасте, ибо лишь такие решающие состояния уничтожают характер мышления и свободу воли и позволяют рассматривать совершившего поступок, не почитая в нем мыслящего и волю». Само же состояние невменяемости состоит в том, что «представление субъекта находится в непосредственном противоречии с действительностью», то есть подлинный характер совершаемого деяния лицом не осознается. 
Гегелевские «власть и сила самосознания и благоразумия» есть то, что сегодня принято называть юридическим или психологическим критерием невменяемости: власть и силу самосознания и благоразумия можно рассматривать как интеллектуальный признак данного критерия, состоящий в способности осознавать значение совершаемых действий (по Г.В. Гегелю, речь идет о сознании всеобщего характера поступка), а силу самосознания - в качестве волевого признака юридического критерия невменяемости, означающего способность руководить своими действиями. Кроме того, заслуживает внимания и тот факт, что в вопросе о признаках состояния невменяемости Г.В. Гегель указывает не только на психологический критерий, но и на медицинский (идиотизм, сумасшествие[М5] [6]). 
Таким образом, если в философии Э. Канта невменяемость, исходя из противопоставления им мышления и воли, определялась как такое состояние человека, когда он не обладает свободной волей, то в философии Г.В. Гегеля, базирующейся на единстве мышления и воли, состояние невменяемости характеризовалось одновременно двумя признаками - и отсутствием свободы воли у лица, и отсутствием у него способности мышления. Как видим, взгляды Э. Канта и Г.В. Гегеля на проблему свободы человеческой воли различны, хотя они и единодушны в обосновании вменя


[1] Ильин Е.П. Психология воли 2-е изд. - СПБ., 2009. С.28

[2] Бандуровский К.В. Понятие «контингентного» и проблема свободы воли у Фомы Аквинского // Историко-философский ежегодник 99. – М., 2001. С. 64.

[3] Шопенгауэр А. Собр. сочинений в пяти томах. Т.1 Мир как воля и представление. - М., 1992. С. 125.

[4] Кант И. Основы метафизики нравственности. Собр. сочинений в шести томах. Т.4. Ч.1. - М., 1965. С.289.

[5] Гегель Г.В.-Ф. Философия права. - М, 1990. С. 165.

 

[6] Гегель Г.В. Указ. соч. С. 180.


 [М1]

Ссылка на источник!

 [М2]

Ссылка на источник!

 [М3]

Ссылка на источник!

 [М4]

Ссылка!!!

 [М5]

Ссылка на источник!

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1130
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2025
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba