1.1. Понятие, цели опеки и
попечительства над несовершеннолетними детьми
Институт опеки и
попечительства является одним из традиционных институтов обеспечения
гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных
интересов. Первое летописное упоминание об опеке на Руси относится к 879 г., а упоминание опеки и
попечительства нашло свое отражение в Послании Рюрика, в котором он назначает
своему сыну опекуна, причем опекуном является его родственник Игорь.
Данные сведения дополняются ст. 99 «Русской Правды».
Таким образом, еще в те времена опекунами и попечителями назначались
(становились) близкие родственники подопечных. Никаких имущественных
обязанностей опекун не имел, опекуны и попечители должны были заботиться о
воспитании ребенка-сироты. При Петре I опекун мог быть назначен либо по
завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению магистрата. В
период правления Екатерины II отношения по опеке подверглись серьезным изменениям
- главной чертой стала сословность (Указ Екатерины II 1775 г. «Учреждения для
управления губерний»), так как от сословия ребенка-сироты зависело то, какие
учреждения назначали опеку и попечительство. В 1785 г. было установлено
различие между опекой и попечительством: опека устанавливалась до 14 лет,
попечительство - с 14 до 21 года.
После революции 1917 г. форма устройства
детей приняла общегосударственный характер в силу того, что в результате
гражданской войны множество детей оказались без попечения родителей, появилась
категория беспризорников, зачастую пополнявших ряды криминальных структур.
Предметом особого внимания Советского государства стало обеспечение
общественного воспитания осиротевшего ребенка в духе новой идеологии. В
принятом в 1927 г.
Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР указывалось, что опекун назначался
независимо от его желания, но ему в отдельных случаях позволялось получать
вознаграждение за свою деятельность за счет имущества подопечного. Кодекс о
браке и семье РСФСР 1969 г.
впервые в советское время установил, что назначение опекуна или попечителя
могло состояться только с его согласия. Особое внимание в этот период времени
стало уделяться детям, находящимся на воспитании или попечении государственных
органов, т.е. приоритет отдается отнюдь не семейной форме воспитания. В 1994 -
1995 гг. приняты Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) и
Семейный кодекс Российской Федерации (далее по тексту – СК РФ), в
которых нашли отражение и изменения, связанные с опекой и попечительством.
Таким образом, на каждом этапе исторического развития России опека и
попечительство имели свои особенности, продиктованные потребностями общества.
Произошедшие в начале XX
в. в России коренные социальные изменения вполне закономерно повлекли отдаление
опеки от семьи. Этот институт стал рассматриваться как публично-правовой. Так,
в 1966 г.
А.И. Пергамент указывала, что «опека (попечительство) в широком смысле - это
обеспечение выполнения государственной функции по воспитанию детей»,
разумеется, имея в виду также то, что опека учреждается и над взрослыми. Более
того, по ее мнению, опека (попечительство) - довольно широкое понятие,
включающее, в том числе и осуществление родителями своих прав в отношении
детей. Несколько позже определение опеки и попечительства было предложено Н.М. Ершовой. По ее мнению, это
институт, «включающий в себя все виды попечения над гражданами, которые
нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту
их личных и имущественных прав».
В юридической литературе
последнего десятилетия ХХ в. вопрос о признаках и сущности опеки и
попечительства детально не исследовался. Рассматривая это правовое явление с
позиции действующего законодательства, большинство авторов сводят его сущность
либо к государственной заботе о личности, либо к законному представительству,
либо к способу определения места жительства ребенка, оставшегося без попечения
родителей.
По нашему мнению, и
опека, и попечительство должны быть отнесены к формам устройства физических
лиц, нуждающихся в социальной заботе.
Термин «устройство
граждан» используется в немногих действующих нормативных правовых актах. Прежде
всего, речь идет о Семейном кодексе Российской Федерации, глава 18 которого
называется «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей».
Однако в наименовании раздела VI СК РФ, куда входит глава 18, использован иной
термин – «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей».
Представляется, что такое расхождение является всего лишь редакционной ошибкой
законодателя.
Дело в том, что понятие
воспитания как процесса воздействия на личность ребенка с целью подготовки его
к правильной социализации включает в себя не все из возможных действий, которые
приходится совершать усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным
родителям ребенка. На этих лиц возлагается широкий круг обязанностей, большая
часть которых, разумеется, носит неимущественный характер и состоит в
осуществлении надзора за ребенком, его воспитании и общении с ним. Однако не
меньшая роль отведена законом и обязанностям по представительству и защите
интересов детей. Действия во исполнение этой обязанности, вне всякого сомнения,
понятием «воспитание» не охватываются. Таким образом, в содержание понятия
«устройство детей, оставшихся без попечения родителей», включается и их
«воспитание».
Однако термин
«устройство» закон применяет не только по отношению к определению судьбы детей,
оставшихся без попечения родителей. Данное понятие используется законодателем и
в контексте обеспечения прав совершеннолетних граждан. Как правило, в
нормативных правовых актах речь идет о трудовом или жилищном устройстве тех или
иных категорий граждан.
Опека и попечительство - это форма индивидуального устройства. Она
Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс
Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации. – 1994. - № 32. - Ст. 3301.
Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс
Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 1. - Ст. 16.
|