муниципально-правовых отношений
Муниципальное образование
- это территория, определенная границами и проживанием населения, на которой
реализуются функции жизнеобеспечения самим населением с помощью избранных ими
органов. Понятие «муниципальное образование» в Федеральном законе от 06 октября
2003 г. № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не
прописано. Единого мнения о местном самоуправлении нет и в научной литературе.
Юридической конструкцией,
отражающей в праве реальные поселенческие системы, является муниципальное
образование. Юридическая конструкция, отмечает А.Н. Костюков,
представляет собой органический элемент собственно содержания права, его
внутренней формы, возникающей в результате процесса типизации.
Муниципально-правовые конструкции можно рассматривать в качестве одного из
правовых регуляторов муниципально-правовых отношений.
Как юридическая
конструкция муниципальное образование впервые появляется в Гражданском кодексе
Российской Федерации, который определил, что «городские, сельские поселения и
другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих
отношений - гражданами и юридическими лицами» (ст.
124).
Развернуто определил
муниципальное образование как «городское, сельское поселение, несколько
поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная
территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется
муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного
самоуправления» (ч. 1
ст. 1) Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации». В рамках правовой
системы местного самоуправления, созданной на его основе, муниципальное
образование - видовое понятие, отражающее все реальные поселенческие системы и,
как юридическая конструкция, их не дифференцирующая.
По Федеральному закону
от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование как юридическая
конструкция стало родовым понятием, системой объектов-систем одного рода,
включающей в себя различные виды муниципальных публично-правовых образований.
Виды муниципальных
образований между собой различаются качественными характеристиками своего
субъектного и объектного состава, а также целевой функцией; типы внутри вида
муниципального образования - только количественными различиями характеристик
субъектов и объектов местного самоуправления.
Муниципальный район по
смыслу Федерального закона
от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» является как бы «сервисным» муниципальным
образованием, включающим в себя поселения как составные элементы и реализующим
те вопросы местного значения, которые поселения реализовать не могут, а также
отдельные переданные государственные полномочия.
Практика конструирования
муниципального района как муниципального образования зачастую пошла по пути
объединения в муниципальном районе города, которому придавался статус
городского поселения, и десятка-другого сельских поселений. Именно городская
инфраструктура включенного в муниципальный район города использовалась как база
для реализации вопросов местного значения и переданных государственных
полномочий для жителей как самого городского поселения, так и окрестных
сельских поселений.
Такой вариант
конструирования муниципального района - большое городское поселение и несколько
мелких сельских - не противоречит Федеральному закону от 06
октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» (хотя в этом случае трудно, не
противореча избирательному законодательству, выдержать норму представительства
депутатов в представительном органе муниципального района от одного поселения
не более двух пятых от установленной численности представительного органа),
однако несет в себе ряд издержек. Главное из них - статус городского поселения
не способствует развитию города именно как города, его ресурсы - финансовые,
материальные, интеллектуальные «размазываются» по всему району, возникает
объективный конфликт между целевой функцией города - городского поселения,
целевыми функциями сельских поселений и целевой функцией включающего их
муниципального района.
Ранее, в правовом поле Федеральный
закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», район как муниципальное образование
конструировался как целостная публично-правовая система, имеющая единую целевую
функцию. Входящие в его состав города, поселки и сельские населенные пункты не были
муниципальными образованиями, не имели своей целевой функции, и поэтому
конфликта целей, по крайней мере нормативированного, не возникало. При этом
нередко наблюдалось явление, когда города, входившие в состав такого
муниципального образования - района, развивались более успешно,
"оттягивая" финансовые ресурсы у прилегающих поселений и сельских
населенных пунктов.
Чтобы юридическая конструкция муниципального района не испытывала
постоянный внутренний конфликт между целями входящих в него муниципальных
образований, с одной стороны, и целями самого
Бабичев И.В. Муниципальное
право: системно-структурный анализ юридических конструкций. - М.: Норма,
Инфра-М, 2010. С. 36.
|