Согласно
демографическим прогнозам к середине XXI в. люди моложе 30 лет будут составлять
почти половину населения планеты. Причем уже сегодня этот показатель высок.
Так, в России проживают более 30 миллионов человек в возрасте от 14 до 30 лет -
это 20% населения страны. Вместе с тем возрастает и
степень опасности, которой подвергается ребенок в обществе, так как все большее
ужесточение экономических и социальных условий, не всегда удачная молодежная
политика государства, правовой нигилизм немалой части взрослого населения
привели к естественной реакции молодого поколения - смещению в негативную
сторону нравственных ценностей и, как следствие, приобщению большего числа
молодежи к преступной деятельности.
Однако
уровень разрешения вопросов декриминализации несовершеннолетних в действующем
законодательстве довольно низкий: существует неопределенность и незаконченность
ряда норм, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
В этих условиях особую значимость приобретают специализированные
государственные органы, чья деятельность предусматривает защиту прав детей,
предупреждение преступности несовершеннолетних, профилактику безнадзорности и
правонарушений.
Такие
органы в России действуют на всех уровнях публичной власти: на уровне
государственной власти (федеральном и субъектов Федерации) и местного самоуправления.
На федеральном уровне к таким органам относятся Уполномоченный по правам
человека Российской Федерации; Совет при Президенте Российской Федерации по
содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека; Комитет
по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации; Комиссия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
по делам молодежи и спорту; межведомственная комиссия по делам
несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации; департамент
медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации; в Министерстве
образования и науки Российской Федерации - Управление по делам молодежи,
Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной
защите детей, Федеральное агентство по образованию; Государственный НИИ семьи и
воспитания РАО и Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации; Российский детский фонд и его Институт.
Таким
образом, на сегодняшний день в России имеется целая группа государственных
органов различного уровня, в компетенцию которых входит регулирование и
разрешение вопросов социализации несовершеннолетних. В то же время одной из
основных проблем в этой области является отсутствие взаимодействия между ними,
нечеткость распределения компетенции в соответствии с ветвями и уровнями
власти, дублирование и параллелизм в работе. Кроме того, существует
огромный массив нормативных актов различных отраслей права, так или иначе
связанных с регулированием прав ребенка, накоплен большой объем знаний,
содержащих рекомендации относительно реализации прав несовершеннолетних в
различных сферах жизни общества, совершенствования институтов, связанных с детством.
Однако слабо представлена межотраслевая и межпредметная связь, что, в свою
очередь, приводит к коллизиям, декларированности многих норм или их слабой
реализации. Например, ст. 12 Основ законодательства Российской
Федерации о культуре гарантирует возможность
лицам, не достигшим 18 лет, право бесплатного посещения музеев один раз в месяц
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации
от 12 ноября 1999 г.
№ 1242 «О порядке бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими
восемнадцати лет»
определяет, например, что информация о порядке бесплатного посещения музея
лицами, не достигшими 18 лет, размещается в доступных для посетителей зонах
музейных зданий и в средствах массовой информации. Реализация этой нормы
происходит крайне слабо.
В этой
связи создание специализированного правосудия для несовершеннолетних
(ювенальной юстиции) способствовало бы накоплению соответствующей судебной
практики, которая стала бы базой для дальнейшей эволюции законодательства в
данной области, привела бы к углублению связей различных отраслей права в сфере
защиты прав несовершеннолетних.
В юридической науке и практике
правосудие по делам несовершеннолетних (ювенальная юстиция) традиционно
оценивается с двух позиций: как инструмент борьбы с преступностью молодежи и
подростков и как средство охраны прав и законных интересов несовершеннолетних,
защиты их от неблагоприятных условий жизни и воспитания. Эти два подхода
отражают содержание и цели ювенальной юстиции. Поскольку на практике они не
разделяются между собой, это приводит в определенном
Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. Верховным советом
Российской Федерации 09 октября 1992
г. № 3612-1) (в ред. от 08 мая 2010 г. № 83 - ФЗ) //
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.
1992. № 46. Ст. 2615; Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. №
19. Ст. 2291.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1999 г. № 1242 «О порядке
бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет» (в ред. от
01 февраля 2005 г. № 49) // Собрание законодательства
Российской Федерации. 1999. № 47. Ст. 5702; 2005. № 7. Ст. 560.
|