Заключение
Система стандартных норм, нормативов, смет и т.п. способствует повышению степени контроля за производственными, административными и коммерческими издержками на внутрихозяйственном уровне, что достигается путем выявления отклонений фактических затрат от нормативных издержек. Вместе с тем эта система не предусматривает обязательного документирования отклонений от стандартов, установленных в процессе оперативного контроля за производством и продажей продукции. Поэтому наличие отклонений можно выявить либо расчетным путем при распределении затрат, либо специальными приемами - записями. Предпочтительнее оказывается определение общих сумм отклонений по отдельным статьям затрат (материальным, оплате труда, производственным накладным, административно-управленческим и коммерческим расходам). С этой целью по каждой статье калькуляции в управленческой бухгалтерии открываются счета отклонений.
В аналитическом учете организаций нет никаких препятствий для внедрения уже в настоящее время всех оправдавших себя приемов управленческого учета в части учета затрат, выпуска продукции и калькулирования себестоимости. Как известно, аналитический учет затрат организуется в соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг). Но ведь даже в пределах одной отрасли каждое предприятие имеет существенные особенности в технологии и организации производства, и это не может не учитываться в управленческом учете при постановке аналитического учета затрат.
В управленческом учете важнейшими составными частями аналитического учета затрат и калькулирования себестоимости должны стать системы "стандарт-кост" (в отечественной практике - нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости) и "директ-костинг".
Система учета затрат "директ-костинг" (Direct-costing) представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости, согласно которой только переменные производственные затраты включаются в себестоимость продукции и в оценку конечных запасов, а постоянные затраты в общей сумме относятся на финансовый результат деятельности и не разносятся по видам продукции. Основным понятием данной системы учета затрат является понятие маржинального дохода, который представляет собой доход, полученный предприятием после возмещения всех переменных затрат. Классификация затрат на переменные и постоянные - главный принцип операционного анализа, который представляет собой основной инструмент оперативного планирования на предприятии и служит поиску оптимальных комбинаций между переменными издержками на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж.
Сущность системы "директ-костинг" заключается в разделении затрат на производство на переменные и постоянные. К переменным относятся затраты, величина которых меняется с изменением объема производства: затраты на сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топливо и энергия на технологические цели и др. К постоянным принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства, например арендная плата, проценты за пользование кредитами, начисленная амортизация основных фондов, некоторые виды заработной платы руководителей предприятия и др.
Список использованной литературы
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. – Йошкар-Ола: РЦ Витрина», 2002. – 192 с.
2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская: Под общей редакцией В.И. Стражева. – Минск: Высшая школа, 1995 г. – 363 с.
3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.- 4-е издание, доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 416 с.: ил.
4. Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 1998 г. – 112 с.
5. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.:ИНФРА – М., 2001.-215 с.
6. Бочаров В.В. Финансовый анализ.- Спб: Питер, 2001.-240 с.: ил.
7. Ковалев А. И., Привалов В. П. Анализ хозяйственного состояния предприятия. – издание 3-е, дополненное – М.: Центр экономики и маркетинга, 1999 г. – 216 с.
8. Ковалев В. В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.:ПВОЮЛ, 2000. – 424 с.
9. Кондратова И. Г. Основы управленческого учета. – М.: Финансы и статистика, 1998 г. – 144 с.
10. Любушин Н. П., Лещева В. Д., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 471 с.
11. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е издание. Минск: Новое знание, 2001 г. – 668 с.
12. Управление затратами на предприятии: Учебник / В.Г. Лебедев, Т.Г. Дроздова, В.П. Кустарев и др.; Под общ. ред. Г.А. Краюхина. – СПб.: «Издательский дом «Бизнес пресса», 2000. – 277 с.: ил.
13. Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А.Д. Шеремета.- М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.-512 с.
14. Управление организацией: Учебник /под редакцией А.Г. Поршнева. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: ИНФРА – М., 1999г. – 669 с.
15. Чечевицына Л.Н. Экономический анализ: Учебное пособие. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.- 448 с.
16. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА – М.: 1995 г. – 176 с.
17. Экономика: Учебник / под редакцией доктора экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001. – 896 с.
18. Экономика предприятия. / Под ред. Е.Л. Кантора – СПб: Питер, 2002.-352 с.: ил.
19. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др.; Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.- 367с.
20. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И.Волкова и доц. О.В. Девяткина.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.-601с.
21. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровского. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-615 с.
22. Никитин С., Глазова Е., Никитин А. Прибыль: теоретические и практические подходы.- Мировая экономика и международные отношения, 2002, №5, с. 20-27.
23. Семенихин А. И. Доходы и расходы производства: инновационный подход.- Проблемы прогнозирования, 2002, №6, с. 44-64.
24. Шамхалов Ф. И. Прибыль - основной показатель результатов деятельности организации.- Финансы, 2000, №6, с. 19-21.
Задача 1
Задача: Предприятие производит электроплиты, реализуя 400 плит в месяц по цене 2500 руб. (без НДС). Переменные издержки составляют 1500 руб./шт„ постоянные издержки предприятия 100 000 руб. в месяц. Возьмите на себя роль финансового директора предприятия и ответьте на следующие вопросы:
1. Начальник отдела маркетинга полагает, что увеличение расходов на рекламу на 10 000 руб. в месяц способно дать прирост ежемесячной выручки от реализации на 30 000 руб. Следует ли одобрить повышение расходов на рекламу?
2. Зам.генерального директора по производству хотел бы использовать более дешевые материалы, позволяющие экономить на переменных издержках по 250 руб. на каждую единицу. Однако начальник отдела сбыта опасается, что снижение качества плит приведет к снижению объема реализации до 350 шт. в месяц. Следует ли переходить на более дешевые материалы?
3. Начальник отдела маркетинга предлагает снизить цену реализации на 200 руб. и одновременно довести расходы на рекламу до 15 000 руб. в месяц. Отдел маркетинга в этом случае прогнозирует увеличение объёма реализации на 50%. Следует ли одобрить это такое предложение.
|