1 Теоретические основы управления предприятием
в условиях несостоятельности (банкротства)
1.1 Сущность и причины несостоятельности
(банкротства) предприятия
В современном российском законодательстве понятие несостоятельности
(банкротства) вводится положениями Закона о банкротстве 2002 г., где
указывается, что несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным
судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования
кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей (ст. 2).
В связи с рассматриваемой проблематикой принципиальным является
вопрос о том, каковы критерии несостоятельности (банкротства).
Закон о банкротстве 1992 г. в качестве критерия несостоятельности
использовал принцип неоплатности, в связи с чем под несостоятельностью
(банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования
кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить
обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением
обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной
структурой баланса должника. Данное обстоятельство в значительной степени
ущемляло интересы кредиторов, затягивало рассмотрение дел в арбитражных судах,
а главное - лишало возможности и арбитражные суды, и кредиторов применять
различные меры и процедуры банкротства к неплатежеспособным должникам, у
которых сумма кредиторской задолженности формально не превышала стоимости
принадлежащего им имущества.
Для определения признаков банкротства применялась методика,
утвержденная Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О
некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности
(банкротстве) предприятий".
Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса
предприятия являлись:
- коэффициент текущей ликвидности;
- коэффициент обеспеченности собственными средствами;
- коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.
В юридической литературе в связи с использованием критерия
неоплатности неоднократно высказывалось мнение, что он не отвечает целям и
задачам института несостоятельности (банкротства). В частности, В.В. Витрянский
по этому поводу отмечал, что использование критерия неоплатности
"позволяет должнику водить за нос кредиторов, постоянно создавая ситуацию
своей неплатежеспособности и одновременно расходуя денежные средства на
собственные цели без учета интересов кредиторов".
Следует заметить, что в законодательстве некоторых зарубежных стран
при определении признаков банкротства также используется принцип неоплатности.
Однако применение такого критерия на практике приводит к тому, что кредиторам
для возбуждения производства по делу о несостоятельности самим приходится
заниматься предоставлением доказательств превышения обязательств должника над
его активами. А получение такой информации по различным причинам может быть
весьма затруднительным.
Иной подход был закреплен в Законе о банкротстве 1998 г. В
соответствии с его положениями должник - юридическое лицо мог быть признан
банкротом в случае его неплатежеспособности; критерий неоплатности применялся
лишь в отношении граждан.
Такой же позиции придерживается и Закон о банкротстве 2002 г.,
признавая в качестве основного критерий неплатежеспособности.
Сравнивая
сущность критериев неоплатности и неплатежеспособности,
|