Сегодня под
мониторингом большинством ученых
понимается специально
организованная и постоянно
действующая система необходимой
статистической отчетности,
сбора и анализа
социально-экономической
информации, проведения
дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и
т.п.) и
оценки (диагностики)
состояния тенденций развития
и конкретных региональных проблем.
Такое
определение мониторинга, в условиях исключительно большого разнообразия
региональных ситуаций и проблем в
России, требует серьезного научного
сопровождения. Основная его
задача состоит в
создании надежной и объективной основы для адресной государственной поддержки тех или иных территорий. В
условиях построения гражданского
общества на первый
план выходит обеспечение участия
граждан в управление
ходом социально-экономических
процессов.
Термин
«региональный мониторинг» в
научной литературе и
в практике не устоявшийся и употребляется в различных
смыслах. В одних
работах под мониторингом
подразумевается поступление
оперативной и достоверной
информации о поведении
отдельных объектов наблюдения,
в других – контроль над ситуацией в целом всей системы в третьих – отслеживание
состояния территории как системы в целом и прогноз о возможности возникновения
качественно новых процессов.
Часто под мониторингом
понимают постоянное наблюдение
за каким-либо процессом
с целью выявления их
соответствия ожидаемым результатам.
В экономической науке понятие «мониторинг»
появилось сравнительно недавно.
Впервые данное понятие ввел российский
экономист Никонов А.А., рассмотревший мониторинг как совокупность приемов по отслеживанию,
анализу, оценке и
прогнозированию
социально-экономических
процессов, связанных с реформами,
а также сбор,
обработку информации и
подготовку рекомендаций по
развитию реформы.
Позже
многими авторами содержание понятия несколько изменялось. Более общую трактовку
понятию дали российские ученые Когут А.Е. и Рохчин В.Е., определив мониторинг
как систему наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной
обстановки, складывающейся на территории.
Большинство авторов
в своих трактовках
склоняются ко второй
концепции, т.е. рассматривают мониторинг,
непосредственно, как инструмент,
метод сбора, обработки
данных. Однако, по
нашему мнению, мониторинг должен
базироваться на трех перечисленных концепциях.
Таким
образом, в результате проведенного исследования можно выделить следующие
характерные черты регионального социально-экономического мониторинга:
1)
мониторинг представляет собой постоянное продолжительное действие;
2)
включает в себя
систематическое наблюдение и
сбор информации о
параметрах
социально-экономической системы;
3)
носит системный характер, что является важным условием его эффективности;
4)
сбор мониторинговых данных
осуществляется при помощи
разнообразных методов в зависимости от изучаемых подсистем;
5)
полученные данные подвергаются обработке: анализу и диагно-стике;
6) мониторинговые данные должны быть сохранены
для дальнейшего использования в принятии
управленческих решений на основе моделирования и прогнозирования
социально-экономической ситуации в регионе;
7)
эффективность мониторинговых исследований
связана с правильной
постановкой цели, адекватной и
своевременной информацией, проведением и использованием результатов анализа.
Схематически предложенные
составные элементы мониторинга
социально-экономического развития представлены на рис. 1.
Рис. 1. Составляющие
элементы социально-экономического мониторинга
Рычихина,
Э.Н. Роль мониторинга
в формировании перспективного плана
социально-экономического
развития муниципального образования // Региональная
экономика и управление. – 2010 . - № 12. – С. 19.
Рычихина,
Э.Н. – Там же. – С. 19.
Шишков Т.Н. Инвестиционные стратегии российских
регионов: новые вызовы и возможности / Т.Н. Шишков // Современное состояние и
перспективы развития России: Материалы всерос. научно-практической конференции,
г. Иркутск, 22-23 апреля 2010
г. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – с.137-141.
|