Глобализация российской и
мировой экономики, становление и совершенствование рыночной экономики в нашей
стране, которая основана на конкуренции независимых хозяйствующих субъектов
гражданского оборота, как товаропроизводителей, так и продавцов, включая и тех
хозяйствующих субъектов, которые оказывают исключительно услуги, породили ряд
проблем. С одной стороны, указанные процессы усложнили и усложняют
правоотношения, так или иначе взаимосвязанные со сферой потребительского рынка,
а значит, требуют возрастающего правового регулирования, установления его
границ. С другой стороны, в процессе экономических преобразований в стране
существенно выросло количество хозяйствующих субъектов с различными
организационно-правовыми формами собственности, которые так или иначе связаны с
продажей (реализацией) товаров на потребительском рынке России. От
функционирования всех хозяйствующих субъектов, впрочем, как и граждан, которые
занимаются розничной куплей-продажей, в конечном итоге зависит не только благополучие
потребителя, но и экономическая и социальная стабильность в России. В этой
связи уместно привести цитату из Послания Президента Российской Федерации В.В.
Путина, который сказал, что «прямая обязанность государства - создать условия
для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры,
предоставлять населению качественные публичные услуги».
Поэтому, успех социально- экономических реформ должен заключаться не только в
повышении реальных денежных доходов населения, в развитии и укреплении
социальной сферы, но и в предоставлении возможности потребителям использовать
полученные доходы на приобретение качественных и безопасных товаров, работ,
услуг.
Однако следует отметить,
что, несмотря на проявление заботы со стороны государства об укреплении
правовых и иных позиций непосредственного потребителя на рынке товаров и
оказания услуг и то обстоятельство, что само понятие «потребительский рынок»
давно уже вошло в экономическую лексику, применяется во многих значениях в
хозяйственном обороте, оно, к сожалению, законодательно не закреплено ни в
одной отрасли права. Представляется, что в свете настоящего исследования
необходимо рассмотреть данное понятие, особенно потому, что оно в трудах
ученых-правоведов и экономистов исследовано не в достаточной степени. При этом
надо учитывать и такие обстоятельства:
а) сложность самого
механизма «потребительский рынок Российской Федерации»;
б) его
социально-экономическую значимость в условиях рыночного хозяйствования;
в) наличие понятия «потребитель»
в Законе «О защите прав потребителей»;
г) употребление
указанного термина (определения) «потребительский рынок» не только в обычном
обиходе, но и в правовом смысле в гражданском обороте России.
Терминология «потребительский
рынок» в первую очередь связывается с законодательным закреплением в Законе
Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с
изм. от 28 июля 2008 г.)
нового субъекта данных отношений - «потребителя». И здесь, очевидно, необходимо
дать в первую очередь само понятие «потребитель», представленное законодателем
в преамбуле (вводной части) Закона РФ «О защите прав потребителей». «Потребитель
- гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий,
приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для нужд,
не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» (абзац
представлен в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 г. Федеральным законом
от 17 декабря 1999 г.
№ 212-ФЗ).
Большинство авторов
ассоциируют понятие «потребительский рынок» с понятием «потребитель», которое,
как известно, представлено законодателем в Законе РФ «О защите прав
потребителей». К тому же авторы считают, что сам потребительский рынок
ограничивается сферой торговли, выполнения работ, оказания услуг. Очевидно, что
такой подход, как взгляд на понятие «потребительский рынок», сужает и несколько
искажает сущность понятия «потребительский рынок». Но указанную проблему надо
рассмотреть в обозначенной выше последовательности. Правовед Н.Н. Таскаев,
анализируя указанную проблему, делает следующее заключение относительно
потребительского рынка и сферы как «области деятельности, связанной с
реализацией товаров (услуг), заказом, исполнением, приобретением и
использованием работ (услуг), приобретаемых потребителем исключительно для
бытовых (личных) нужд, не связанных с извлечением прибыли»
Правовед В.Н. Ульянова несколько расширенно (по сравнению с Н.Н.
Таскаевым) трактует вопрос о потребительском рынке, полагая что «потребительский
рынок - это есть совокупность отношений по продаже товара, производству и
оказанию услуг и работ и осуществлению связанных с их продажей правил,
устанавливаемых, контролируемых и охраняемых государством, то есть правил
торговли и оказания услуг»,
|